Чем занять ребенка летом? Задания для детей и их родителей

24.05.2021

Лето для детей – это долгожданная пора. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. В логопедической практике много случаев, когда летний период "отбрасывает" положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего "обучения".

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игрыкоторые тренируют силу и длительность выдоха:

• Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

• Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);

• Надувать воздушные шарики;

• Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

• Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

• Дуть на детские флюгера;

• Поиграть в «Дудочку»;

• Подуть на травинки, цветочек, на насекомое и т. д.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

• Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

• Собирать, перебирать ягоды;

• Помогать взрослому полоть грядки;

• Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

• Играть с глиной, мокрым песком;

• Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);

• Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты;

• Массаж и самомассаж с природным и бросовым материалом (карандаш, лист бумаги, палочки, шишечки, гладкие камни и т. п., с коррекционным шариком Су – Джок и разного размера массажными мячиками и т. д.

В дождливые дни можно:

• Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;

• Перебирать крупы;

• Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

• Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

• Вышивать (крупным крестиком);

• Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

• Плести из бисера;

• Лепить из пластилина, пластика, теста;

• Выкладывать предметы и крупы, абрикосовых) косточек, семечек, палочек, крышечек от бутылочек, пробок и т. п.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

• Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

• Жевать сырые овощи (репку, морковь, горох, бобы) и фрукты (яблоки, апельсины);

• Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

• Полоскать рот;

• Жевать боковыми зубами;

• Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);

• Лизать мороженное - эскимо и т. д.

И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчитребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т. д. Это развивает слуховое внимания. Например:

• Подбирать определения Какие бывают собаки: большие, служебные);

• Узнавать предметы по описанию (зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

• Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет);

• Назвать слова с определённым слогом, звуком;

• Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

• «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);Хочу такой сайт

• «А если бы» ( помечтать на тему«А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка.»);

• Переделать известную сказку;

• Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

• Придумать продолжение сказки;

• "Перевирание сказки" (взрослый намеренно "перевирает" известную сказку, ребёнок должен исправить);

• Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

• Игры с мячом "Съедобное - несъедобное", "Живое - неживое" «Я знаю 5 названий (имен) …», "Наоборот" ( на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка;

• "Глухие телефончики"- учат слушать другого человека, действовать по правилам.

• "Доскажи словечко" - взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово;

• Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:

- какими словами, красками можно описать время года;

- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;

- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных) : яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;

- что он может делать (назови как можно больше глаголов) : цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т. д.

• Игра "Если бы, дакабы..." 

Ребёнку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….

Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….

Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…

Если бы я был мандарином, то я бы, потому что…;

• "Хорошо - плохо" Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

• Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…

• "Найди ошибку в предложении" (В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)

• Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро, середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).

• Разыграйте знакомую сказку "в лицах" с разной интонацией.

Ориентировка в пространстве

Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры "Прятки" - размещение предметов в пространстве:

положи мяч под стол, а книгу на стол;

посади куклу справа от мишки, но слева от кубика;

спрячь куклу за шкаф.

Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под,машина над). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из - под стола).

Закрепление произносительных умений и навыков.

Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!

Чтение

• Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.

• Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.

Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:

Просмотр боевиков, "ужастиков", даже мультипликационных (особенно в кино, как правило, не несут в себе обучающего момента. "Бегалки" и "стрелялки" провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк. Солнечного вам лета и приятных впечатлений!

Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!

Просмотров всего: , сегодня:

Левина А. - Развиваем речь. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - 2003.doc (скачать)
Развитие пространства и внимания Волшебные картинки.doc (скачать)

Дата создания: 01.07.2022

Дата обновления: 17.08.2022

Дата публикации: 24.05.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».