Пояснительная записка Рабочая программа воспитания (далее - Программа) является приложением к основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования (далее - ООПДО) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 154 (далее - МАДОУ). Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Основанием для разработки Программы послужили следующие нормативно-правовые документы: Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020) ст. 67.1, п.4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. От 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года». Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 02.06.2020 № 2/20. Методические рекомендации по разработке программы воспитания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». В основу содержания Программы положены «духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством, принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социо-культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределённости и стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности на основе базовых ценностей Российского общества и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как общее будущее. 2 Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни. Программа предполагает интеграцию содержания взаимодополняющих направлений развития и образования детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), на основе таких ценностей, как «Семья», «Здоровье», «Труд», «Природа». Через эти ценности будут усваиваться детьми представления о взаимоотношениях в семье, с другими людьми, с самим собой, уважение к труду и стремление помогать взрослым и сверстникам, понимание красоты природы и искусства, желание самому участвовать в создании нового, умение взаимодействовать с окружающими в разных ситуациях, выражать свое отношение, прежде всего эмоциональное ко всему, что их окружает. Реализация Программы воспитания основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса. При разработке Программы воспитания учитывались ключевые идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: воспитание и развитие личности гражданина России является общим делом; двойственная природа процесса социализации человека, многофакторность и сложность воспитания, развития личности и социальнопрофессионального самоопределения в сетевом мире; непрерывность и преемственность процесса воспитания и развития личности; направленность результатов воспитания и развития личности в будущее; воспитание человека в процессе деятельности; единство и целостность процесса воспитания и развития личности; центральная роль развития личности в процессе образования; контекстный характер процесса воспитания, единство ценностно-смыслового пространства воспитания и развития личности. Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации. 3 Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты 1.1. Цель и задачи программы воспитания Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально - культурных традиций». Задачи Программы воспитания формируются для каждого возрастного периода (от 1 до 3 лет, от 3 до 7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО: Ранний возраст (от 1-3 лет) 1. Развивать восприятие, внимание, память детей. 2. Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями. 3. Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. 4. Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям. 5. Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи. 6. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. 7. Формировать первоначальное представление о количественных и качественных различиях предметов. 8. Учить разноообразно действовать с предметами: собирать однородные по названию предметы, отбирать игрушки разного цвета, величины, формы. 9. Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых. 10. Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развиватъ умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками. 11. Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям. 12. Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобрази тельного искусства, литературы. 4 Младший дошкольный возраст 1. развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям; 2. сформировать коммуникативную и социальную компетентности; 3. развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; 4. содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни; 5. сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой; 6. сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн). Старший дошкольный возраст 1. обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе; 2. поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества; 3. воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма; 4. углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни; 5. сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы; 6. развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов; 7. поощрять проявления морально-волевых качеств. 1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы воспитания основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности». 5 Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры к природе и окружающей среде, рационального природопользования; принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннемудиалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни; принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования; предусматривает эффектное взаимодействие с семьями воспитанников; использует преимущества сетевого взаимодействия с местным сообществом; предусматривает создание современной информационно- образовательной среды организации. 1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей – «Портрета выпускника ДОО» и «Портрета гражданина России». 6 1.3.1. Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам) Таблица № 1 Портрет Гражданина России 2035 года (общие характеристики) Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия традиционных духовнонравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения к традиционным религиям России. Уважающий прошлое родной страны и устремлённый в будущее. Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания. Базовые ценности воспитания формирование у обучающихся чувства патриотизма; формирование уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества; Портрет ребенка раннего возраста (дескрипторы) Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким. формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. формирование уважения к закону и правопорядку; формирование взаимного уважения. имеет первоначальные представления о нормах, ограничениях и правилах, принятые в обществе; проявляет эмоциональное отношение к семье; проявляет позитивные эмоции и интерес к семейным праздникам и событиям. формирование гражданственности; Планируемые результаты Доброжелательный по отношению к другим людям, эмоционально отзывчивый, проявляющий понимание и сопереживание (социальный интеллект). способен понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо», что можно делать, а что нельзя в общении со взрослыми; проявляет интерес к другим детям и способен бесконфликтно играть рядом с ними. 7 Социальная направленность и зрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации и рефлексии. Интеллектуальная самостоятельность Системно креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов. Экономическая активность Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности. формирование уважения к человеку труда и старшему поколению; формирование взаимного уважения Способный к простейшим моральным оценкам и переживаниям (эмоциональный интеллект). Способный осознавать первичный «образ Я». проявляет позицию «Я сам!»; cпособен осознавать себя представителем определенного пола; доброжелателен, проявляет сочувствие, доброту; испытывает чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых; способен к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении с взрослыми и сверстниками и выражению своего отношения к их поведению. формирование уважения к человеку труда и старшему поколению; формирование взаимного уважения; формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. формирование гражданственности; формирование уважения к человеку труда и старшему поколению. Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий желание заниматься художественным творчеством. эмоционально реагирует на доступные произведения фольклора; эмоционально воспринимает доступные произведения искусства. проявляет интерес к изобразительной деятельности (конструированию, лепке, рисованию и т.д.); эмоционально реагирует на красоту в природе, быту и т.д. Имеющий элементарные поддерживает элементарный порядок в представления о труде окружающей обстановке; взрослых. стремится помогать взрослому в Способный к доступных действиях; самостоятельности при стремится к самостоятельности в совершении элементарных самообслуживании, в быту, в игре, в трудовых действий. продуктивных видах деятельности. 8 Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе команды); уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и родном языке. формирование взаимного уважения; Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности. формирование уважения к закону и правопорядку; формирование взаимного уважения; формирование бережного Владеющий средствами вербального и невербального общения. способен позитивно общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. Обладающий элементарными представлениями об особенностях гигиены, самообслуживания. Обладающий элементарными представлениями к здоровому образу жизни. Обладающий элементарными представлениями к безопасности жизнедеятельности. выполняет действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложиться спать и т.д.; отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. формирование бережного отношения к природе и окружающей среде. стремится быть опрятным, проявлять нетерпимость к неопрятности (грязные руки, грязная одежда и т.д.); проявляет интерес к физической активности; способен к самообслуживанию (одевается, раздевается и т.д.), самостоятельно, аккуратно, не торопясь принимает пищу; соблюдает элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе. 9 1.3.2. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам) предполагается достижение следующих результатов, основаны на целевых ориентирах Таблица 2 Портрет Гражданина России 2035 года (общие характеристики) Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия традиционных духовно-нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения к традиционным религиям России. Уважающий прошлое родной страны и устремлённый в будущее. Базовые ценности воспитания формирование у обучающихся чувства патриотизма; формирование уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества; формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. Портрет выпускника ДОО (дескрипторы) Любящий свою семью, принимающий ее ценности и поддерживающий традиции. Любящий свою малую Родину и имеющий представление о России в мире, испытывающий симпатии и уважение к людям разных национальностей. Эмоционально и уважительно реагирующий на государственные символы; демонстрирующий интерес и уважение к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, места, в котором он живет. Проявляющий желание участвовать в делах семьи, группы детского сада, своей малой Родины (города, села). Планируемые результаты Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных формирование гражданственности; формирование уважения к закону и правопорядку; Уважающий этнокультурные, религиозные особенности других людей (сверстников, взрослых). имеет представления о семейных ценностях, семейных традициях, бережном отношение к ним; проявляет нравственные чувства, эмоциональноценностное отношение к семье; проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны; проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; имеет первичные представления о гражданских ценностях, ценностях истории, основанных на национальных традициях, связи поколений, уважении к героям России; знает символы государства – Флаг, Герб Российской Федерации и символику субъекта Российской Федерации, в которой живет; проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм, уважение к правам и обязанностям человека; имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; проявляет познавательный интерес и уважение к важнейшим событиям истории России и ее народов, к героям России; проявляет интерес к государственным праздникам и имеет желание участвовать в праздниках и их организации в ДОО. имеет представления об этических нормах взаимоотношений между людьми разных этносов, носителями разных убеждений, представителями различных культур; 10 сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания. формирование уважения. Социальная направленность и зрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и достижении жизненных целей, формирование уважения к человеку труда и старшему поколению; взаимного Принимающий ценность человеческой жизни и неповторимость прав и свобод других людей. Доброжелательный по отношению к другим людям, включая людей с ОВЗ, эмоционально отзывчивый, проявляющий понимание и сопереживание, готовый оказать посильную помощь нуждающимся в ней сверстникам и взрослым. Знающий и понимающий основы правовых норм, регулирующих отношения между людьми. Способный к оценке своих действий и высказываний, оценке их влияния на других людей. Осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности, психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола, включая типичное ролевое поведение. Проявляющих чувства принятия по отношению к самому себе, чувства собственных прав и границ, готовности постоять за себя и ценить свои собственные интересы. Имеющий начальные представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, имеет первичные представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых, предметного мира и себя в этом мире; имеет первичные представления о многонациональности России, фольклоре и этнокультурных традициях народов России; понимает, что все люди имеют равные права и могут выступать за них; имеет представление о чувстве собственного достоинства, самоуважении. 11 активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации и рефлексии формирование уважения. взаимного взрослых, природного и предметного окружения и себя самого в окружающем мире. Проявляющий разнообразные моральнонравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к окружающим людям, природе и предметному миру, к самому себе (гордость, удовлетворённость, стыд, доброжелательность и т.д.). Начинающий осознавать себя (свое «Я») в соответствии с семейными, национальными, нравственными ценностями и нормами, и правилами поведения. Различающий основные проявления добра и зла, принимает и уважает ценности общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляет ответственность за свои действия и поведение. проявляет нравственные чувства, эмоциональноценностного отношения к окружающим людям, предметному миру, к себе; испытывает чувства гордости, удовлетворенности, стыда от своих поступков, действий и поведения; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение; способный выразить себя в игровой, досуговой деятельности и поведении в соответствии с нравственными ценностями; самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (умение договариваться, взаимодействовать в игровых отношениях в рамках игровых правил и т.д.); преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой ценностей; выражает познавательный интерес к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями; задает вопросы взрослым и сверстникам; экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении; способен самостоятельно действовать, в случае затруднений обращаться за помощью; осознает возможности совместного поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации или принятия решений; использует принятые в обществе правила коммуникации (спокойно сидеть, слушать, дать возможность высказаться); умеет слушать и уважать мнения других людей; 12 умеет пойти навстречу другому при несовпадающих интересах и мнениях, найти компромисс и совместно прийти к решению, которое поможет достигнуть баланса интересов; пытается соотнести свое поведение с правилами и нормами общества; осознает свое эмоциональное состояние; имеет свое мнение, может его обосновать; осознает, что существует возможность влияния на свое окружение, достижения чего-либо и необходимость нести за это ответственность, что способствует постепенному приобретению навыка принимать осознанные решения; имеет начальные способности управлять своим поведением, планировать свои действия; старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно; поведение в основном определяется представлениями о хороших и плохих поступках. Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов. формирование уважения к человеку труда и старшему поколению; формирование взаимного уважения; формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. Способный выразить себя в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной и пр.) в соответствии с нравственными ценностями и нормами. Проявляющий личностные качества, способствующие познанию, активной социальной деятельности: инициативный, самостоятельный, креативный, любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Активный, проявляющий самостоятельность и инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах проявляет любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в обществе (коллективе сверстников в детском саду и новых общностях, в кругу знакомых и незнакомых взрослых); проявляет инициативу в самостоятельном решении несложных практических проблем и в реализации собственных идей и замыслов; проявляет инициативу в получении новой информации и практического опыта; проявляет желание сотрудничать с другими детьми и взрослыми в решении посильных общественных задач. 13 деятельности и в самообслуживании. Способный чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий основами художественноэстетического вкуса. Эмоционально отзывчивый к душевной и физической красоте человека, окружающего мира, произведений искусства. Способный к самостоятельному поиску решений в зависимости от знакомых жизненных ситуаций. Мотивированный к посильной проектной и исследовательской деятельности экспериментированию, открытиям, проявляющий любопытство и стремление к самостоятельному решению интеллектуальных и практических задач. Не принимающий действия и поступки, противоречащие нормам нравственности и культуры поведения. 14 Зрелое сетевое поведение Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую коммуникацию и взаимодействие на основе правил сетевой культуры и сетевой этики, управляющий собственной репутацией в сетевой среде, формирующий «здоровый» цифровой след. формирование уважения к закону и правопорядку; Экономическая активность Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социальнотрудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности. формирование гражданственности; формирование взаимного уважения; формирование бережного отношения к природе и окружающей среде. формирование уважения к человеку труда и старшему поколению. Способный отличать реальный мир от воображаемого и виртуального и действовать сообразно их специфике. Способный общаться и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми с помощью простых цифровых технологий и устройств. Понимающий правила использования различных средств сетевой среды без вреда для физического и психического здоровья (собственного и других людей) и подчиняется требованиям ограничения времени занятий с подобными устройствами. Ценящий труд в семье и в обществе, уважает людей труда, результаты их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Бережно и уважительно относящийся к результатам своего труда, труда других людей. Имеющий элементарные представления о профессиях и сферах человеческой деятельности, о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества. осознанно выполняет правила техники безопасности при использования разных средств сетевой среды и виртуальных ресурсов; использует простые средства сетевого взаимодействия для установления общественно полезных и продуктивных контактов с другими людьми; понимает прагматическое назначение цифровой среды и ее рациональные возможности в получении и передаче информации, создании общественно полезных продуктов и т.д. имеет первичные представления о ценностях труда, о различных профессиях; проявляет уважение к людям труда в семье и в обществе; проявляет навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности. 15 Стремящийся к выполнению коллективных и индивидуальных проектов, заданий и поручений. Стремящийся к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности. Проявляющий интерес к общественно полезной деятельности. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе команды); уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и родном языке. формирование взаимного уважения; формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. Владеющий основами речевой культуры, дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Следующий элементарным общественным нормам и правилам поведения, владеет основами управления эмоциональным состоянием (эмоциональный интеллект). Ориентирующийся в окружающей среде (городской, сельской), следует принятым в обществе нормам и правилам поведения (социальный интеллект). Владеющий средствами вербального и невербального общения. Демонстрирующий в общении самоуважение и уважение к другим людям, их правам и свободам. умеет выслушать замечание и адекватно отреагировать на него (эмоционально, вербально); умеет выразить и отстоять свою позицию, а также принять позицию другого человека (сверстника, взрослого); отрицательно относиться к лжи и манипуляции (в собственном поведении и со стороны других людей); стремится обличить несправедливость и встать на защиту несправедливо обиженного; выполняет разные виды заданий, поручений, просьб, связанных с гармонизацией общественного окружения; умеет выступить и в роли организатора, и в роли исполнителя в деловом, игровом, коммуникативном взаимодействии; оказывает посильную помощь другим людям (сверстникам и взрослым) по их просьбе и собственной инициативе. 16 Принимающий запрет на физическое и психологическое воздействие на другого человека. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности формирование уважения к закону и правопорядку; формирование взаимного уважения; формирование бережного отношения к природе и окружающей среде. Обладающий жизнестойкостью и оптимизмом, основными навыками личной и общественной гигиены, стремится соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме, природе. Обладающий элементарными представлениями об особенностях здорового образа жизни. Обладающий элементарными представлениями о правилах безопасности дома, на улице, на дороге, на воде. Соблюдающий правила здорового, экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды. Чутко и гуманно относящийся ко всем объектам живой и неживой природы. Понимающий ценность собственной жизни и необходимость заботиться о умеет регулировать свое поведение и эмоции в обществе, сдерживать негативные импульсы и состояния; знает и выполняет нормы и правила поведения в общественных местах в соответствии с их спецификой (детский сад, транспорт, поликлиника, магазин, музей, театр и пр.); умеет донести свою мысль с использованием разных средств общения до собеседника на основе особенностей его личности (возрастных, психологических, физических); спокойно реагирует на непривычное поведение других людей, стремится обсудить его с взрослыми без осуждения; не применяет физического насилия и вербальной агрессии в общении с другими людьми; отстаивает свое достоинство и свои права в обществе сверстников и взрослых; помогает менее защищенным и слабым сверстникам отстаивать их права и достоинство; имеет первичные представления об экологических ценностях, основанных на заботе о живой и неживой природе, родном крае, бережном отношении к собственному здоровью; проявляет желание участвовать в экологических проектах, различных мероприятиях экологической направленности; проявляет разнообразные нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к природе; 17 Мобильность устойчивость Сохраняющий внутреннюю устойчивость в динамично меняющихся и непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к изменениям, проявляющий социальную, профессиональную и образовательную мобильность, в том числе в форме непрерывного самообразования и самосовершенствования. формирование основ дружбы, взаимопомощи; формирование условий для стремления к знаниям; формирование представления о труде, личности собственном здоровье и безопасности имеет начальные знания о традициях нравственноэтического отношения к природе в культуре России, нормах экологической этики. Стремящийся к выполнению коллективных и индивидуальных проектов, заданий и поручений. Проявляющий интерес к общественно полезной деятельности. Проявляющий в поведении и деятельности основные волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выносливость, усидчивость; осуществляющий элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности и поведения. Способный к переключению внимания и изменению поведения в зависимости от ситуации. участвует в посильных общественно-значимых социальных проектах; выполняет просьбы и поручения взрослых и сверстников; умеет распределить и удержать собственное внимание в процессе деятельности, самостоятельно преодолеть в ее ходе трудности; адекватно оценивает результаты своей деятельности и стремится к их совершенствованию; проявляет основы способности действовать в режиме многозадачности 18 1.3.3. Преемственность в результатах освоения Программы воспитания Преемственность в результатах освоения Примерной программы обеспечивается планированием результатов воспитания по основным направлениям: развитие основ нравственной культуры; формирование основ семейных и гражданских ценностей; формирование основ гражданской идентичности; формирование основ социокультурных ценностей; формирование основ межэтнического взаимодействия; формирование основ информационной культуры; формирование основ экологической культуры; воспитание культуры труда. Направления воспитания Развитие основ нравственной культуры Планируемые результаты воспитания на уровне ДО обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Планируемые результаты воспитания на уровне НОО проявляет готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки; проявляет установки, отражающие индивидуальноличностную позицию, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ Российской гражданской идентичности; различает хорошие и плохие поступки, умеет отвечать за свои собственные поступки; соблюдает правила поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе; негативно относится к нарушениям порядка в группе, дома, на улице; к невыполнению человеком любого возраста и статуса своих обязанностей; проявляет уважительное и доброжелательное отношение к родителям, другим старшим и младшим людям; использует правила этики и культуры речи; избегает плохих поступков; умеет признаться в плохом поступке и проанализировать его; понимает возможное негативное влияние на моральнопсихологическое состояние человека компьютерных игр, видеопродукции, телевизионных передач, рекламы. 19 Формирование основ семейных и гражданских ценностей традициях, бережное отношение к ним; Герб Российской Федерации и символику субъекта проявляет нравственные чувства, эмоциональноценностное отношение к семье; проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; имеет первичные представления о гражданских ценностях, ценностях истории, основанных на национальных традициях, связи поколений, уважении к героям России; имеет представление о символах государства: Флаг и Российской Федерации, в котором проживает; проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм, уважение к правам и обязанностям человека; имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; проявляет познавательный интерес к важнейшим событиям истории России и ее народов, к героям России; проявляет уважение к защитникам Родины; проявляет интерес к государственным праздникам и желания участвовать в праздниках и их организации в образовательной организации. Формирование основ гражданской идентичности имеет первичные представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых, предметного мира и себя в этом мире; проявляет нравственные чувства, эмоционально- ценностного отношения к окружающим людям, предметному миру, к себе; испытывает чувства гордости, удовлетворенности, стыда от своих поступков, действий и поведения; доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение; демонстрирует способность выразить себя в игровой, досуговой деятельности и поведении в соответствии с нравственными ценностями; самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми имеет представления о государственном устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; знает символы государства: Флаг и Герб Российской Федерации и символику субъекта Российской Федерации, в котором проживает; имеет представления о правах и обязанностях гражданина России, правах ребенка; проявляет интерес к общественным явлениям, осознает важность активной роли человека в обществе; знает национальных героев и важнейшие события истории России и её народов. знает государственные праздники, принимает участие в важнейших событиях жизни России, субъекта Российской Федерации, а котором проживает; уважительно относится к защитникам Родины; уважительно относится к русскому языку как государственному, языку межнационального общения. имеет представления о базовых национальных ценностях Российского государства; имеет первоначальные представления о роли традиционных религий в истории и культуре нашей страны. 20 и сверстниками (умение договариваться, взаимодействовать в игровых отношениях в рамках игровых правил и т.д.); преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой ценностей; выражает познавательный интерес к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями; экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении; способен самостоятельно действовать, в случае затруднений обращаться за помощью; осознает преимущества совместного поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации или принятия решений; использует принятые в обществе правила коммуникации (спокойно сидеть, слушать, дать возможность высказаться); слушает и уважает мнения других людей; идет навстречу другому при несовпадающих интересах и мнениях, найти компромисс и совместно прийти к решению, которое поможет достигнуть баланса интересов; соотносит свое поведение с правилами и нормами общества. управляет своим эмоциональным состоянием; имеет свое мнение, может его обосновать; оказывает позитивное влияние на свое окружение; осознанно принимает решения и несет за них ответственность; способен управлять своим поведением, планировать свои действия; старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно; проявляет поведение, которое в основном определяется представлениями о хороших и плохих поступках. Формирование основ социокультурных ценностей демонстрирует интерес к поиску и открытию информации; проявляет инициативу в реализации собственных замыслов; демонстрирует ценностное отношение к учёбе как к виду творческой деятельности; 21 Формирование основ межэтнического взаимодействия Инициативен в получении новой информации и практического опыта, мотивируя ее потребностью в саморазвитии и желанием помогать другим людям, взаимодействовать с ними в решении посильных, но серьезных общественных задач; владеет основами управления своим поведением и эмоциями в обществе, способен сдерживать негативные импульсы и состояния; знает и выполняет нормы и правила поведения в общественных местах в соответствии с их спецификой (детский сад, транспорт, поликлиника, магазин, музей, театр и пр.); умеет донести свою мысль с использование разных средств общения до собеседника на основе особенностей его личности (возрастных, психологических, физических); имеет первичные представления о социокультурных ценностях, основанных на знаниях национальных традиций и обычаев, на уважении к произведениям культуры и искусства; проявляет интерес, любознательность к различным видам творческой деятельности; способен выразить себя в доступных видах деятельности в соответствии с социокультурными ценностями; проявляет потребности к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательной организации; эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства. имеет элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; имеет представления об этических нормах взаимоотношений между людьми разных этносов, носителями разных убеждений, представителями различных культур; имеет первичные представления о многонациональных народах России, об этнокультурных традициях, фольклоре народов России; понимает, что все люди имеют равные права; спокойно реагирует на непривычное поведение других людей, стремится обсудить его с взрослыми; не применяет физического насилия и вербальной агрессии в общении с другими людьми; проявляет ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; способен к установлению дружеских взаимоотношений в имеет первоначальные навыки командной работы, в том числе в разработке и реализации учебных и практикоориентированных проектов; имеет представления о душевной и физической красоте человека; способен видеть красоту природы, труда и творчества; проявляет интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; интересуется занятиями художественным творчеством; поддерживает опрятный внешний вид; отрицательно относится к некрасивым поступкам и неряшливости; отрицательно относится к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; имеет начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. 22 способен отстаивать свое достоинство и свои права в обществе сверстников и взрослых с помощью рациональной аргументации. помогает менее защищенным и слабым сверстникам отстаивать их права и достоинство. Формирование основ информационной культуры Формирование основ экологической культуры имеет первичные представления об экологических ценностях, основанных на заботе о живой и неживой природе, родном крае, бережном отношении к собственному здоровью; имеет начальные знания о традициях нравственно- этическом отношении к природе в культуре России; имеет первоначальные представления о влиянии природного окружения, нормах экологической этики; осознанно выполняет правила здоровьесбережения и техники безопасности при использования разных средств сетевой среды и виртуальных ресурсов; использует простые средства сетевого взаимодействия для установления общественно полезных и продуктивных контактов с другими людьми; понимает прагматическое назначение цифровой среды и ее рациональные возможности в получении и передаче информации, создании общественно полезных продуктов и т.д. использует знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; самостоятельно организует поиск информации; критически относится к информации и избирательности её восприятия; уважительно относится к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; осознанно выполняет правила эргономики использования разных средств сетевой среды и виртуальных ресурсов; использует простые средства сетевого взаимодействия для установления общественно полезных и продуктивных контактов с другими людьми; понимает прагматическое назначение цифровой среды и ее рациональные возможности в получении и передаче информации, создании общественно полезных продуктов и т.д. проявляет интерес и ценностное отношение к природным явлениям и разным формам жизни; понимание роли человека в природе; бережно относится ко всему живому; проявляет разнообразные нравственные чувства, эмоционально-ценностного отношения к природе проявляет желание участвовать в экологических на жизнь и деятельность человека. проектах, различных мероприятиях экологической направленности 23 Раздел II. Содержание Программы воспитания 2.1. Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Содержание рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, реализуются в рамках всех образовательных областей ОО Социальнокоммуникативное развитие Основные задачи воспитания Познавательное развитие Речевое развитие Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Поощрять стремление в своих поступках следовать положительному примеру, быть полезным обществу. Развивать устанавливать и поддерживать межличностные контакты. Воспитывать отношение к окружающим людям. Воспитывать чувство любви и привязанности к своей Родине, родному дому, семье. 6. Поощрять проявление таких качеств, как отзывчивость, справедливость, дисциплинированность. Обогащать представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к народам мира, их культуре и традициям. Приобщать детей к истории, культуре и традициям народов родного края. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей. Формировать положительное и бережное отношение к природе. Способствовать желанию самостоятельно добывать знания посредством наблюдения, слушания книг, экспериментирования, обсуждения, рассматривания иллюстраций. Формировать позитивное и ценностное отношение к планете Земля как общему дому человеческого сообщества. Развивать все стороны устной речи дошкольников для общения с другими людьми на различные темы. Формировать умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения. Воспитывать доброжелательность и корректность. Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Способствовать восприятию литературных произведений, умению высказать свое личностное отношение к героям сказок, стихотворений. Поощрять способность аргументированно отстаивать свою точку зрения в разговоре, приучать к самостоятельности суждений. Создавать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей детей. Развивать эстетический вкус, эмоции, чувство прекрасного при восприятии произведений словесного, музыкального и изобразительного искусства. Обращать внимание дошкольников на красоту окружающих предметов и объектов природы Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру. Воспитывать любовь к родному краю и Отчизне посредством художественно-эстетической деятельности Стимулировать сопереживание персонажам музыкальных и изобразительных произведений Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Воспитывать культуру еды. Развивать физические качества дошкольников через приобщение к народным играм и забавам. Поощрять стремление детей участвовать в спортивно- оздоровительных мероприятиях. 2.1.1. Модуль «Будь здоров» Цель: воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного творчески развитого ребенка, в основе которого (воспитания) лежит безопасность жизнедеятельности. Задачи: формировать потребность в ежедневных физических упражнениях; овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, способах укрепления собственного здоровья; разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое; формирование навыков безопасной жизнедеятельности; организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня; повышать сопротивляемости к воздействию условий внешней среды (закаливание); - воспитывать экологическую культуру, обучать безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты модуля 2-3 года 3-4 года 4-5 лет Освоил безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения. Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций. Осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру. Элементарные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья; элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурногигиенических процедур. Может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их последствиями. В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения. Представления об элементарных правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека; о вредных привычках, приводящих к болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также как их предупредить. Основные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур. 5-6 лет 6-7 лет Владеет основами безопасного поведения: знает, как позвать на помощь; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; проявляет осторожность при встрече с животными; соблюдает правила дорожного движения, поведения в транспорте. Признаки здоровья и нездоровья человека, особенности самочувствия, настроения и поведения здорового человека. Правила здорового образа жизни, полезные (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и спортом) и вредные для здоровья привычки. Особенности правильного поведения при болезни, посильная помощь при уходе за больным родственником дома. Некоторые правила профилактики и охраны здоровья: зрения, слуха, органов дыхания, движения. Представление о собственном здоровье и здоровье сверстников, об элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания. Формирование представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья. Формирование осознанной потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, развитие устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения. Развивать самостоятельность детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек здорового образа жизни. Освоил безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения. Здоровье как жизненная ценность. Правила здорового образа жизни. Некоторые способы сохранения и приумножения здоровья, профилактики болезней, значение закаливания, занятий спортом и физической культурой для укрепления здоровья. Связь между соблюдением норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности. Некоторые способы оценки собственного здоровья и самочувствия, необходимость внимания и заботы о здоровье и самочувствии близких в семье, чуткости по отношению к взрослым и детям в детском саду. Гигиенические основы организации деятельности (необходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы, чистоты материалов и инструментов и пр.). Формирование осознанной потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Формирование представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре и спорту; Воспитание ценностного отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развитие мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей 2.1.2. Модуль «Труд и финансовое воспитание» Младший дошкольный возраст Цель: знакомство детей с трудом взрослых, с разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной последовательностью для достижения цели. Задачи: создать и поддержать интерес детей к деятельности взрослых; обеспечить восприятие ребенком простейших трудовых действий, их названия и соотношения к профессии. Старший дошкольный возраст Цель: Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений на универсальной визуальной основе всеобщих закономерностей развития и функционирования живых систем и парадоксальной логики; создание основы устойчивого (гармоничного) развития активной, творческой личности, готовой к успешной социализации в условиях непрерывных социально-экономических перемен. Познакомить детей с основными закономерностями роста и развития живых систем, в т.ч. человека и его отношений, включая денежные. Познакомить детей на визуальной основе с моделями нормы и не нормы финансового поведения. Научить правильному отношению к деньгам и финансовым ситуациям. Дать целостный, визуальный образ структуры денежной системы РФ (Древо денежной системы России). Сформировать упорядоченную систему устойчивых позитивных ассоциаций к деньгам, основанную на нравственных принципах. Сформировать патриотическое отношение к национальной валюте РФ, основанное на базовых принципах и понимании всеобщих закономерностей роста и развития объектов, явлений природы. Формировать необходимые личностные качества ребенка, ответственное отношение к деньгам и финансовым операциям. Развивать навыки позитивного мышления и психоэмоциональной устойчивости в отношении к деньгам и финансовым ситуациям. Воспитать чувство искренней благодарности к родителям и близким за оказываемую материальную (финансовую) и духовную поддержку на этапе детства. Воспитать уважительное отношение к различным видам труда и профессионализму (мастерству) представителей разных профессий. Воспитать чувство собственного достоинства и уважения к участникам денежных отношений и финансовых ситуаций. Воспитать трудолюбивого, добросовестного, честного, любящего свою Родину гражданина. Планируемые результаты модуля 2-3 года Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. Беседует о профессиях работников детского сада. 3-4 года Принимает цель в играх, в предметной и художественной деятельности, по показу и побуждению взрослых доводит начатую работу до определённого результата. Проявляет самостоятельность в самообслуживании (умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого). С интересом наблюдает трудовые действия; бережно относится к результатам труда; проявляет стремление отражать содержание хозяйственно-бытового труда в игре с использованием реальных предметов и предметов-заместителей. 4-5 лет С помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Самостоятелен в самообслуживании, видит необходимость выполнения определённых действий и достижения результата. Проявляет познавательный интерес к труду взрослых (интересуется, кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе); отражает полученные представления в сюжетно-ролевых играх. Бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых. Понимание направленности трудовых процессов на результат (например, повар заботится, чтобы дети были вкусно накормлены). Расширение представлений о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых. 5-6 лет 6-7 лет Ребёнок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С помощью воспитателя разбирается в экономических понятиях и терминах. Воспринимает деньги как инструмент совершенствования человека, его отношений и окружающего мира, раскрывает причинноследственные связи: труд, мастерство, нравственные качества и заработная плата человека, отношение ко времени и уровень благополучия в семье. С помощью взрослого приводит примеры на конкретных финансовых ситуациях и денежных отношениях. С помощью взрослого на примере жизни дерева раскрывает элементарные представления о закономерностях роста и развития живых систем, в т. ч. человека. Ребёнок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, выделяет, что такое семейный бюджет и источники его формирования. Проявляет ярко выраженный и устойчивый интерес к труду живых систем и человека (родителей, взрослых), оперирует понятиями профессиональной ориентации, имеет представление о мастерстве, употребляет финансово-экономические слова и словосочетания. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал и познавательную активность? Воспринимает деньги как инструмент совершенствования человека, его отношений и окружающего мира, правильно отображает причинно-следственные связи: труд, мастерство, нравственные качества и заработная плата человека, отношение ко времени и уровень благополучия и т. п. Самостоятельно приводит примеры на конкретных финансовых ситуациях и денежных отношениях. Источник благополучия человека видит в его знаниях, трудолюбии, умениях и творческом отношении к ситуациям. На примере жизни дерева раскрывает рост и развитие живых систем и человека. 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса Приоритетным в воспитательном процессе МАДОУ является физическое воспитание и познавательное развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, всех форм работы с детьми и других факторов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п. Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности и моральная мотивация детского труда. Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.). Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания Работа с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется для более эффективного достижения целей воспитательной работы, которое обеспечивается согласованием позиций детского сада и семьи в данном вопросе. Цель: организовать работу с семьями воспитанников, направленную на организацию совместных воспитательных мероприятий в МАДОУ. Задачи: 1. Приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни МАДОУ. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. 3. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей). Формы взаимодействия: общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем воспитания дошкольников; совместные мероприятия (утренники, досуги, развлечения, викторины и т.д.); родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать занятия для получения представления о ходе воспитательнообразовательного процесса в МАДОУ; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей; размещение на персональном сайте ДОУ информации о воспитательной работе МАДОУ. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МАДОУ интересную и событийно-насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения. Раздел 3. Организационные условия реализации Программы воспитания 3.1 Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания МАДОУ обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих: обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной среды; оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания; создание уклада ДОО, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно-значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОО направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО; современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания; учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Воспитательный процесс в МАДОУ строится на следующих принципах: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка; создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников; системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности. 3.2. Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение Для успешной реализации Программы воспитания в МАДОУ обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 3.3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса Кадровое обеспечение подробно описано в основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования МАДОУ 3.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания Обеспечение методическими материалами и средствами воспитания подробно описано в основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования МАДОУ и в Паспортах возрастных групп. 3.5. Информационное обеспечение реализации Программы воспитания Информационное обеспечение реализации Программы воспитания осуществляется через сайт МАДОУ и обеспечивает эффективность взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. 3.6. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в МАДОУ – обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности. Среда обеспечивает: наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков; учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста. подбор художественной литературы; - подбор видео и аудиоматериалов; подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.); - наличие демонстрационных технических средств; подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр); подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд). Материально-техническое обеспечение подробно описано в основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования МАДОУ и в Паспортах возрастных групп.