Приложение № 1 к ООП, программа Воспитания. МАДОУ № 154

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее - Программа) является приложением к основной общеобразовательной программе – образовательной
программе дошкольного образования (далее - ООПДО) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 154
(далее - МАДОУ). Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025
годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Основанием для разработки Программы послужили следующие нормативно-правовые документы:
Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020) ст. 67.1, п.4.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания
обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования
и науки России от 17.10.2013 № 1155.
Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. От 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период 2024 года».
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р.
Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от
02.06.2020 № 2/20.
Методические рекомендации по разработке программы воспитания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской
академии образования».
В основу содержания Программы положены «духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие,
как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед
самим собой, своей семьей и своим Отечеством, принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социо-культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и
адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределённости и стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности на
основе базовых ценностей Российского общества и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность, понимаемая
не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как общее будущее.
2

Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов
национальной жизни.
Программа предполагает интеграцию содержания взаимодополняющих направлений развития и образования детей раннего (от 2 до 3 лет) и
дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), на основе таких ценностей, как «Семья», «Здоровье», «Труд», «Природа». Через эти ценности будут усваиваться
детьми представления о взаимоотношениях в семье, с другими людьми, с самим собой, уважение к труду и стремление помогать взрослым и
сверстникам, понимание красоты природы и искусства, желание самому участвовать в создании нового, умение взаимодействовать с окружающими
в разных ситуациях, выражать свое отношение, прежде всего эмоциональное ко всему, что их окружает. Реализация Программы воспитания основана
на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса. При разработке Программы воспитания учитывались
ключевые идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
воспитание и развитие личности гражданина России является общим делом;
двойственная природа процесса социализации человека, многофакторность и сложность воспитания, развития личности и
социальнопрофессионального самоопределения в сетевом мире;
непрерывность и преемственность процесса воспитания и развития личности;
направленность результатов воспитания и развития личности в будущее;
воспитание человека в процессе деятельности;
единство и целостность процесса воспитания и развития личности;
центральная роль развития личности в процессе образования;
контекстный характер процесса воспитания, единство ценностно-смыслового пространства воспитания и развития личности. Миссией
воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении
доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины, Российской Федерации, на основе базовых
ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации.

3

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты
1.1.

Цель и задачи программы воспитания

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к
жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально - культурных традиций».
Задачи Программы воспитания формируются для каждого возрастного периода (от 1 до 3 лет, от 3 до 7 лет) на основе планируемых
результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными
правовыми документами в сфере ДО:
Ранний возраст (от 1-3 лет)
1.
Развивать восприятие, внимание, память детей.
2.
Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
3.
Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.
4.
Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям.
5.
Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи.
6.
Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала
полноценным средством общения детей друг с другом.
7.
Формировать первоначальное представление о количественных и качественных различиях предметов.
8.
Учить разноообразно действовать с предметами: собирать однородные по названию предметы, отбирать игрушки разного цвета,
величины, формы.
9.
Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
10.
Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развиватъ умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.
11.
Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким
людям.
12.
Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения
изобрази тельного искусства, литературы.

4

Младший дошкольный возраст

1.
развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
2.
сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
3.
развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
4.
содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
5.
сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега,
ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных
видах деятельности, в том числе творческой;
6.
сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).
Старший дошкольный возраст

1.
обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;
2.
поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности,
становление детского сообщества;
3.
воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма;
4.
углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать
становлению ценностей здорового образа жизни;
5.
сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы;
6.
развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии
его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов;
7.
поощрять проявления морально-волевых качеств.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция
Программы воспитания основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии:
развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности;
духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания;
амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».
5

Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно
нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на
следующие принципы:
принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание
взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры к природе и окружающей среде, рационального
природопользования;
принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности
региона;
принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его
к открытому внутреннемудиалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через
призму безопасности и безопасного поведения;
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к
культурным ценностям и их освоения;
принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования;
предусматривает эффектное взаимодействие с семьями воспитанников;
использует преимущества сетевого взаимодействия с местным сообществом;
предусматривает создание современной информационно- образовательной среды организации.
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления
личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей – «Портрета выпускника ДОО» и
«Портрета гражданина России».

6

1.3.1. Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам)
Таблица № 1
Портрет Гражданина России 2035 года
(общие характеристики)
Патриотизм
Хранящий верность идеалам Отечества,
гражданского общества, демократии,
гуманизма, мира во всем мире.
Действующий в интересах обеспечения
безопасности и благополучия России,
сохранения родной культуры, исторической
памяти и преемственности на основе любви к
Отечеству, малой родине, сопричастности к
многонациональному народу России,
принятия традиционных
духовнонравственных ценностей
человеческой жизни, семьи, человечества,
уважения к традиционным религиям России.
Уважающий прошлое родной страны и
устремлённый в будущее.
Гражданская позиция и правосознание
Активно и сознательно принимающий участие
в достижении национальных целей развития
России в различных сферах социальной жизни
и экономики,
участвующий в деятельности общественных
объединениях, волонтёрских и
благотворительных проектах.
Принимающий и учитывающий в своих
действиях ценность и неповторимость, права и
свободы других людей на основе развитого
правосознания.

Базовые ценности воспитания

 формирование у обучающихся
чувства патриотизма;
 формирование уважения к
памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества;

Портрет ребенка раннего
возраста
(дескрипторы)

 Проявляющий
привязанность, любовь к
семье, близким.

формирование бережного
отношения к культурному наследию
и традициям многонационального
народа Российской Федерации.

 формирование уважения к
закону и правопорядку;
 формирование взаимного
уважения.

 имеет первоначальные представления о
нормах, ограничениях и правилах, принятые в
обществе;
 проявляет эмоциональное отношение
к семье;
 проявляет позитивные эмоции и
интерес к семейным праздникам и
событиям.



 формирование
гражданственности;

Планируемые результаты

 Доброжелательный по
отношению к другим людям,
эмоционально отзывчивый,
проявляющий понимание и
сопереживание (социальный
интеллект).

 способен понять и принять, что такое
 «хорошо» и «плохо», что можно
делать, а что нельзя в общении со взрослыми;

 проявляет интерес к другим детям и
способен бесконфликтно играть рядом с
ними.

7

Социальная направленность и зрелость
Проявляющий самостоятельность и
ответственность в постановке
и достижении жизненных целей, активность,
честность и принципиальность в
общественной сфере, нетерпимость к
проявлениям непрофессионализма в трудовой
деятельности, уважение и признание ценности
каждой человеческой личности, сочувствие и
деятельное сострадание к другим людям.
Сознательно и творчески проектирующий свой
жизненный путь, использующий для
разрешения проблем и достижения целей
средства саморегуляции, самоорганизации и
рефлексии.
Интеллектуальная самостоятельность
Системно креативно и критически мыслящий,
активно и целенаправленно познающий мир,
самореализующийся в профессиональной и
личностной сферах на основе этических и
эстетических идеалов.

Экономическая активность
Проявляющий стремление к созидательному
труду, успешно достигающий поставленных
жизненных целей за счёт высокой
экономической активности и эффективного
поведения на рынке труда в условиях
многообразия социально-трудовых ролей,
мотивированный к инновационной
деятельности.

 формирование уважения к
человеку труда и старшему поколению;
 формирование

взаимного

уважения

 Способный к
простейшим моральным
оценкам и переживаниям
(эмоциональный интеллект).
 Способный осознавать
первичный «образ Я».

 проявляет позицию «Я сам!»;
 cпособен осознавать себя
представителем определенного пола;
доброжелателен, проявляет сочувствие,
доброту;

 испытывает чувство удовольствия в
случае одобрения и чувство огорчения в
случае неодобрения со стороны взрослых;

 способен к самостоятельным
(свободным) активным действиям в общении
с взрослыми и сверстниками и выражению
своего отношения к их поведению.

 формирование уважения к
человеку труда и старшему поколению;
 формирование взаимного
уважения;


формирование бережного
отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа
Российской Федерации.
 формирование
гражданственности;

 формирование уважения к
человеку труда и старшему
поколению.

 Проявляющий интерес к
окружающему миру и
активность в поведении и
деятельности.
 Эмоционально
отзывчивый к красоте.
 Проявляющий желание
заниматься художественным
творчеством.

 эмоционально реагирует на доступные
произведения фольклора; эмоционально
воспринимает доступные произведения
искусства.
 проявляет интерес к изобразительной
деятельности (конструированию, лепке,
рисованию и т.д.);
 эмоционально реагирует на красоту в
природе, быту и т.д.

 Имеющий элементарные
 поддерживает элементарный порядок в
представления о труде
окружающей обстановке;
взрослых.
 стремится помогать взрослому в
 Способный к
доступных действиях;
самостоятельности при
 стремится к самостоятельности в
совершении элементарных
самообслуживании,
в быту, в игре, в
трудовых действий.
продуктивных видах деятельности.

8

Коммуникация и сотрудничество
Доброжелательно, конструктивно и
эффективно взаимодействующий с другими
людьми – представителями различных
культур, возрастов, лиц с ограниченными
возможностями здоровья (в том числе в
составе команды); уверенно выражающий свои
мысли различными способами на русском и
родном языке.

 формирование взаимного
уважения;

Здоровье и безопасность
Стремящийся к гармоничному развитию,
осознанно выполняющий правила здорового и
экологически целесообразного образа жизни и
поведения, безопасного для человека и
окружающей среды (в том числе и сетевой),
воспринимающий природу как ценность,
обладающий чувством меры, рачительно и
бережно относящийся к природным ресурсам,
ограничивающий свои потребности.

 формирование уважения к закону
и правопорядку;
 формирование взаимного
уважения;

 формирование бережного

 Владеющий средствами
вербального и невербального
общения.

 способен позитивно общаться с
другими людьми с помощью вербальных и
невербальных средств общения.

 Обладающий
элементарными
представлениями об
особенностях гигиены,
самообслуживания.
 Обладающий
элементарными
представлениями к здоровому
образу жизни.
 Обладающий
элементарными
представлениями к
безопасности
жизнедеятельности.

 выполняет действия по
самообслуживанию: моет руки,
самостоятельно ест, ложиться спать и т.д.;

отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа
Российской Федерации.

 формирование бережного
отношения к природе и окружающей
среде.

 стремится быть опрятным, проявлять
нетерпимость к неопрятности (грязные руки,
грязная одежда и т.д.);
 проявляет интерес к физической
активности; способен к самообслуживанию
(одевается, раздевается и т.д.),
самостоятельно, аккуратно, не торопясь
принимает пищу;
 соблюдает элементарные правила
безопасности в быту, в ОО, на природе.

9

1.3.2. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте
В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам) предполагается достижение следующих результатов, основаны на
целевых ориентирах
Таблица 2
Портрет
Гражданина России 2035 года
(общие характеристики)
Патриотизм
Хранящий верность идеалам
Отечества, гражданского общества,
демократии, гуманизма, мира во всем
мире. Действующий в интересах
обеспечения безопасности и
благополучия России, сохранения
родной культуры, исторической памяти
и преемственности на основе любви к
Отечеству, малой родине,
сопричастности к многонациональному
народу России, принятия традиционных
духовно-нравственных ценностей
человеческой жизни, семьи,
человечества, уважения к традиционным
религиям России. Уважающий прошлое
родной страны и устремлённый в
будущее.

Базовые ценности воспитания

 формирование у
обучающихся чувства
 патриотизма;
 формирование уважения к
памяти защитников Отечества и
подвигам
 Героев Отечества;
 формирование бережного
отношения к культурному наследию
и традициям многонационального
 народа Российской
 Федерации.

Портрет выпускника ДОО
(дескрипторы)

 Любящий свою семью,
принимающий ее ценности и
поддерживающий традиции.
 Любящий свою малую
 Родину и имеющий
представление о России в мире,
испытывающий симпатии и
уважение к людям разных
национальностей.
 Эмоционально и
уважительно реагирующий на
государственные символы;
демонстрирующий интерес и
уважение к государственным
 праздникам и важнейшим
событиям в жизни России,
места, в котором он живет.
 Проявляющий желание
участвовать в делах семьи,
группы детского сада, своей
малой Родины (города, села).

Планируемые результаты












Гражданская позиция и
правосознание
Активно и сознательно принимающий
участие в достижении национальных
целей развития России в различных




формирование
гражданственности;
формирование уважения к
закону и правопорядку;

 Уважающий
этнокультурные, религиозные
особенности других людей
(сверстников, взрослых).

имеет представления о семейных ценностях, семейных
традициях, бережном отношение к ним;
проявляет нравственные чувства, эмоциональноценностное отношение к семье;
проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему
– своему, своей семьи, своей страны;
проявляет уважительное отношение к родителям, к
старшим, заботливое отношение к младшим;
имеет первичные представления о гражданских ценностях,
ценностях истории, основанных на национальных
традициях, связи поколений, уважении к героям России;
знает символы государства – Флаг, Герб Российской
Федерации и символику субъекта Российской Федерации,
в которой живет;
проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм,
уважение к правам и обязанностям человека;
имеет начальные представления о правах и обязанностях
человека, гражданина, семьянина, товарища;
проявляет познавательный интерес и уважение к
важнейшим событиям истории России и ее народов, к
героям России;
проявляет интерес к государственным праздникам и имеет
желание участвовать в праздниках и их организации в
ДОО.



имеет представления об этических нормах
взаимоотношений между людьми разных этносов, носителями
разных убеждений, представителями различных культур;

10

сферах социальной жизни и экономики,
участвующий в деятельности
общественных объединениях,
волонтёрских и благотворительных
проектах. Принимающий и
учитывающий в своих действиях
ценность и неповторимость, права и
свободы других людей на основе
развитого правосознания.



формирование
уважения.

Социальная направленность и
зрелость
Проявляющий самостоятельность и
ответственность в постановке и
достижении жизненных целей,



формирование уважения к
человеку труда и старшему
поколению;

взаимного

 Принимающий ценность
человеческой жизни и
неповторимость прав и свобод
других людей.
 Доброжелательный по
отношению к другим людям,
включая людей с ОВЗ,
эмоционально отзывчивый,
проявляющий понимание и
сопереживание, готовый оказать
посильную помощь
нуждающимся в ней
сверстникам и взрослым.
 Знающий и понимающий
основы правовых норм,
регулирующих отношения
между людьми.
 Способный к оценке
своих действий и высказываний,
оценке их влияния на других
людей.
 Осознающий и
принимающий элементы
гендерной идентичности,
психологических и
 поведенческих
особенностей человека
определенного пола, включая
типичное ролевое поведение.
 Проявляющих чувства
принятия по отношению к
самому себе, чувства
собственных прав и границ,
готовности постоять за себя и
ценить свои собственные
интересы.



 Имеющий начальные
представления о нравственных
ценностях в отношении
общества, сверстников,

 имеет первичные представления о нравственных
ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых,
предметного мира и себя в этом мире;

имеет первичные представления о
многонациональности России, фольклоре и этнокультурных
традициях народов России;

понимает, что все люди имеют равные права и могут
выступать за них;

имеет представление о чувстве собственного
достоинства, самоуважении.

11

активность, честность и
принципиальность в общественной
сфере, нетерпимость к проявлениям
непрофессионализма в трудовой
деятельности, уважение и признание
ценности каждой человеческой
личности, сочувствие и деятельное
сострадание к другим людям.
Сознательно и творчески
проектирующий свой жизненный путь,
использующий для разрешения проблем
и достижения целей средства
саморегуляции, самоорганизации и
рефлексии



формирование
уважения.

взаимного

взрослых, природного и
предметного окружения и себя
самого в окружающем мире.
 Проявляющий
разнообразные моральнонравственные чувства,
эмоционально-ценностное
отношение к окружающим
людям, природе и предметному
миру, к самому себе (гордость,
удовлетворённость, стыд,
доброжелательность и т.д.).
 Начинающий осознавать
себя (свое «Я») в соответствии с
 семейными,
национальными, нравственными
ценностями и нормами, и
правилами поведения.
 Различающий основные
проявления добра и зла,
принимает и уважает ценности
общества, правдивый,
искренний, способный к
сочувствию и заботе,
 к нравственному
поступку, проявляет
ответственность за свои
действия и поведение.

 проявляет нравственные чувства, эмоциональноценностного отношения к окружающим людям, предметному
миру, к себе;
 испытывает чувства гордости, удовлетворенности,
стыда от своих поступков, действий и поведения;
 доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, обосновывать свое мнение;
 способный выразить себя в игровой, досуговой
деятельности и поведении в соответствии с нравственными
ценностями;
 самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет
нормами, конструктивными способами взаимодействия с
взрослыми и сверстниками (умение договариваться,
взаимодействовать в игровых отношениях в рамках игровых
правил и т.д.);
 преобразует полученные знания и способы
деятельности, изменяет поведение и стиль общения со

взрослыми и сверстниками
 в зависимости от ситуации;
 способен к творческому поведению в новых ситуациях
в соответствии с принятой системой ценностей;
 выражает познавательный интерес к отношениям,
поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в
соответствии с усвоенными
 нравственными нормами и ценностями;
 задает вопросы взрослым и сверстникам;
 экспериментирует в сфере установления отношений,
определения позиции в собственном поведении;
 способен самостоятельно действовать, в случае
затруднений обращаться за помощью;
 осознает возможности совместного поиска выхода из
сложившейся проблемной ситуации или принятия решений;
 использует
принятые в обществе
 правила коммуникации (спокойно сидеть, слушать,
дать возможность высказаться);
 умеет слушать и уважать мнения других людей;

12

 умеет пойти навстречу другому при несовпадающих
интересах и мнениях, найти компромисс и совместно прийти
к решению, которое поможет достигнуть баланса интересов;
 пытается соотнести свое поведение с правилами и
нормами общества;
 осознает свое эмоциональное состояние;
 имеет свое мнение, может его обосновать;
 осознает, что существует возможность влияния на свое
окружение, достижения чего-либо и необходимость нести за
это ответственность, что способствует постепенному
приобретению навыка принимать осознанные решения;
 имеет начальные способности управлять своим
поведением, планировать свои действия;
 старается не нарушать правила поведения, испытывает
чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение
неблаговидно;
 поведение в основном определяется представлениями о
хороших и плохих поступках.
Интеллектуальная
самостоятельность
Системно, креативно и критически
мыслящий, активно и целенаправленно
познающий мир, самореализующийся в
профессиональной и личностной сферах
на основе этических и эстетических
идеалов.


формирование уважения к
человеку труда и старшему
поколению;

формирование взаимного
уважения;

формирование бережного
отношения к культурному наследию
и традициям многонационального
народа Российской Федерации.

 Способный выразить себя
в разных видах деятельности
(игровой, трудовой, учебной и
пр.) в соответствии с
нравственными ценностями и
нормами.
 Проявляющий
личностные качества,
способствующие познанию,
активной социальной
деятельности: инициативный,
самостоятельный, креативный,
любознательный,
наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе
творческом.
 Активный, проявляющий
самостоятельность и инициативу
в познавательной, игровой,
коммуникативной и
продуктивных видах

 проявляет любознательность и интерес к поиску и
открытию информации,
 способствующей осознанию и обретению своего места
в обществе (коллективе сверстников в детском саду и новых
общностях, в кругу знакомых и незнакомых взрослых);
 проявляет инициативу в самостоятельном решении
несложных практических проблем и в реализации
собственных идей и замыслов;
 проявляет инициативу в получении новой информации
и практического опыта;
 проявляет желание сотрудничать с другими детьми и
взрослыми в решении посильных общественных задач.

13

деятельности и в
самообслуживании.
 Способный чувствовать
прекрасное в быту, природе,
поступках, искусстве,
стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных
видах деятельности,
обладающий основами
художественноэстетического
вкуса. Эмоционально
отзывчивый к душевной и
физической красоте человека,
окружающего мира,
произведений искусства.
 Способный к
самостоятельному поиску
решений в зависимости от
знакомых жизненных ситуаций.
 Мотивированный к
посильной проектной и
исследовательской деятельности
экспериментированию,
открытиям, проявляющий
любопытство и стремление к
самостоятельному решению
интеллектуальных и
практических задач.
 Не принимающий
действия и поступки,
противоречащие нормам
нравственности и культуры
поведения.

14

Зрелое сетевое поведение
Эффективно и уверенно
осуществляющий сетевую
коммуникацию и взаимодействие на
основе правил сетевой культуры и
сетевой этики, управляющий
собственной репутацией в сетевой среде,
формирующий «здоровый» цифровой
след.

формирование уважения к закону и
правопорядку;

Экономическая активность
Проявляющий стремление к
созидательному труду, успешно
достигающий поставленных жизненных
целей за счёт высокой экономической
активности и эффективного поведения
на рынке труда в условиях многообразия
социальнотрудовых ролей,
мотивированный к инновационной
деятельности.

формирование гражданственности;

формирование взаимного
уважения;
формирование бережного
отношения к природе и
окружающей среде.

формирование уважения к человеку
труда и старшему поколению.

 Способный отличать

реальный мир от воображаемого
и виртуального и действовать
сообразно их специфике.
 Способный общаться и
взаимодействовать с другими
детьми и взрослыми с помощью
простых цифровых технологий и
устройств.
 Понимающий правила
использования различных
средств сетевой среды без вреда
для физического и психического
здоровья (собственного и других
людей) и подчиняется
требованиям ограничения
времени занятий с подобными
устройствами.

 Ценящий труд в семье и в
обществе, уважает людей труда,
результаты их деятельности,
проявляющий трудолюбие при
выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
Бережно и уважительно
относящийся к результатам
своего труда, труда других
людей.
 Имеющий элементарные
представления о профессиях и
сферах человеческой
деятельности, о роли знаний,
науки, современного
производства в жизни человека
и общества.





осознанно выполняет правила техники безопасности при
использования разных средств сетевой среды и
виртуальных ресурсов;
использует простые средства сетевого взаимодействия для
установления общественно полезных и продуктивных
контактов с другими людьми;
понимает прагматическое назначение цифровой среды и
ее рациональные возможности в получении и передаче
информации, создании общественно полезных продуктов
и т.д.

 имеет первичные представления о ценностях труда, о
различных профессиях;
 проявляет уважение к людям труда в семье и в
обществе;
 проявляет навыки сотрудничества со сверстниками и
взрослыми в трудовой деятельности.

15

 Стремящийся к
выполнению коллективных и
индивидуальных проектов,
заданий и поручений.
 Стремящийся к
сотрудничеству со сверстниками
и взрослыми в трудовой
деятельности. Проявляющий
интерес к общественно полезной
деятельности.

Коммуникация и сотрудничество
Доброжелательно, конструктивно и
эффективно взаимодействующий с
другими людьми – представителями
различных культур, возрастов, лиц с
ограниченными возможностями
здоровья (в том числе в составе
команды); уверенно выражающий свои
мысли различными способами на
русском и родном языке.

формирование взаимного
уважения;
формирование бережного
отношения к культурному
наследию и традициям
многонационального народа
Российской Федерации.

 Владеющий основами
речевой культуры,
дружелюбный и
доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника,
взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на
основе общих интересов и дел.
 Следующий
элементарным общественным
нормам и правилам поведения,
владеет основами управления
эмоциональным состоянием
(эмоциональный интеллект).
 Ориентирующийся в
окружающей среде (городской,
сельской), следует принятым в
обществе нормам и правилам
поведения (социальный
интеллект).
 Владеющий средствами
вербального и невербального
общения.
 Демонстрирующий в
общении самоуважение и
уважение к другим людям, их
правам и свободам.










умеет выслушать замечание и адекватно отреагировать на
него (эмоционально, вербально);
умеет выразить и отстоять свою позицию, а также принять
позицию другого человека (сверстника, взрослого);
отрицательно относиться к лжи и манипуляции (в
собственном поведении и со стороны других людей);
стремится обличить несправедливость и встать на защиту
несправедливо обиженного;
выполняет разные виды заданий, поручений, просьб,
связанных с гармонизацией общественного окружения;
умеет выступить и в роли организатора, и в роли
исполнителя в деловом, игровом, коммуникативном
взаимодействии;
оказывает посильную помощь другим людям
(сверстникам и взрослым) по их просьбе и собственной
инициативе.

16

 Принимающий запрет на
физическое и психологическое
воздействие на другого
человека.

Здоровье и безопасность
Стремящийся к гармоничному
развитию, осознанно выполняющий
правила здорового и экологически
целесообразного образа жизни и
поведения, безопасного для человека и
окружающей среды (в том числе и
сетевой), воспринимающий природу как
ценность, обладающий чувством меры,
рачительно и бережно относящийся к
природным ресурсам, ограничивающий
свои потребности

формирование уважения к закону и
правопорядку;
формирование взаимного
уважения;
формирование бережного
отношения к природе и
окружающей среде.

 Обладающий
жизнестойкостью и оптимизмом,
основными навыками личной и
общественной гигиены,
стремится соблюдать правила
безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
 Обладающий
элементарными
представлениями об
особенностях здорового образа
жизни.
 Обладающий
элементарными
представлениями о правилах
безопасности дома, на
улице, на дороге, на воде.
 Соблюдающий правила
здорового, экологически
целесообразного образа жизни и
поведения, безопасного для
человека и окружающей среды.
Чутко и гуманно относящийся
ко всем объектам живой и
неживой природы.
 Понимающий ценность
собственной жизни и
необходимость заботиться о















умеет регулировать свое поведение и эмоции в обществе,
сдерживать негативные импульсы и состояния;
знает и выполняет нормы и правила поведения в
общественных местах в соответствии с их спецификой
(детский сад, транспорт, поликлиника, магазин, музей,
театр и пр.);
умеет донести свою мысль с использованием разных
средств общения до собеседника на основе особенностей
его личности (возрастных, психологических, физических);
спокойно реагирует на непривычное поведение других
людей, стремится обсудить его с взрослыми без
осуждения;
не применяет физического насилия и вербальной агрессии
в общении с другими людьми;
отстаивает свое достоинство и свои права в обществе
сверстников и взрослых;
помогает менее защищенным и слабым сверстникам
отстаивать их права и достоинство;
имеет первичные представления об экологических
ценностях, основанных на заботе о живой и неживой
природе, родном крае, бережном отношении к
собственному здоровью;
проявляет желание участвовать в экологических проектах,
различных мероприятиях экологической
направленности;
проявляет разнообразные нравственные чувства,
эмоционально-ценностное отношение к природе;

17

Мобильность устойчивость
Сохраняющий внутреннюю
устойчивость в динамично меняющихся
и непредсказуемых условиях, гибко
адаптирующийся к изменениям,
проявляющий социальную,
профессиональную и образовательную
мобильность, в том числе в форме
непрерывного самообразования и
самосовершенствования.

формирование основ дружбы,
взаимопомощи;
формирование условий для
стремления к знаниям;
формирование представления о
труде, личности

собственном здоровье и
безопасности



имеет начальные знания о традициях нравственноэтического отношения к природе в культуре России,
нормах экологической этики.

 Стремящийся к
выполнению коллективных и
индивидуальных проектов,
заданий и поручений.
 Проявляющий интерес к
общественно полезной
деятельности.
 Проявляющий в
поведении и деятельности
основные волевые качества:
целеустремленность,
настойчивость, выносливость,
усидчивость; осуществляющий
элементарный самоконтроль и
самооценку результатов
деятельности и поведения.
 Способный к
переключению внимания и
изменению поведения в
зависимости от ситуации.



участвует в посильных общественно-значимых
социальных проектах;
выполняет просьбы и поручения взрослых и сверстников;
умеет распределить и удержать собственное внимание в
процессе деятельности, самостоятельно
преодолеть в ее ходе трудности;
адекватно оценивает результаты своей деятельности и
стремится к их совершенствованию;
проявляет основы способности действовать в режиме
многозадачности







18

1.3.3. Преемственность в результатах освоения Программы воспитания
Преемственность в результатах освоения Примерной программы обеспечивается планированием результатов воспитания по основным
направлениям:

развитие основ нравственной культуры;

формирование основ семейных и гражданских ценностей;

формирование основ гражданской идентичности;

формирование основ социокультурных ценностей;

формирование основ межэтнического взаимодействия;

формирование основ информационной культуры;

формирование основ экологической культуры;

воспитание культуры труда.
Направления
воспитания
Развитие основ
нравственной
культуры

Планируемые результаты воспитания на уровне ДО



обладает установкой положительного отношения к
миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,
обладает чувством собственного достоинства;

активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх;

способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Планируемые результаты воспитания на уровне НОО



проявляет готовность и способность к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки;

проявляет установки, отражающие индивидуальноличностную
позицию, социальные компетенции, личностные качества,
сформированность основ Российской гражданской идентичности;

различает хорошие и плохие поступки, умеет отвечать за свои
собственные поступки;

соблюдает правила поведения в образовательном учреждении,
дома, на улице, в общественных местах, на природе;

негативно относится к нарушениям порядка в группе, дома, на
улице;

к невыполнению человеком любого возраста и статуса своих
обязанностей;

проявляет уважительное и доброжелательное отношение к
родителям, другим старшим и младшим людям;

использует правила этики и культуры речи;





избегает плохих поступков; умеет признаться в плохом поступке
и проанализировать его;

понимает возможное негативное влияние на
моральнопсихологическое состояние человека компьютерных игр,
видеопродукции, телевизионных передач, рекламы.

19

Формирование
основ семейных и
гражданских
ценностей




традициях, бережное отношение к ним;





Герб Российской Федерации и символику субъекта

проявляет нравственные чувства, эмоциональноценностное
отношение к семье;

проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим,
заботливое отношение к младшим;

имеет первичные представления о гражданских ценностях,
ценностях истории, основанных на национальных традициях, связи
поколений, уважении к героям России;

имеет представление о символах государства: Флаг и
Российской Федерации, в котором проживает;

проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм,
уважение

к правам и обязанностям человека;



имеет начальные представления о правах и обязанностях
человека, гражданина, семьянина, товарища;

проявляет познавательный интерес к важнейшим событиям
истории России и ее народов, к героям России;

проявляет уважение к защитникам Родины;

проявляет интерес к государственным праздникам и желания
участвовать в праздниках и их организации в образовательной
организации.
Формирование
основ
гражданской
идентичности

 имеет первичные представления о нравственных ценностях в
отношении общества, сверстников, взрослых, предметного мира
 и себя в этом мире;
 проявляет нравственные чувства, эмоционально- ценностного
отношения к окружающим людям, предметному миру, к себе;
 испытывает чувства гордости, удовлетворенности, стыда от
своих поступков, действий и поведения;
 доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника,
обосновывать свое мнение;
 демонстрирует способность выразить себя в игровой,
досуговой деятельности и поведении в соответствии с
нравственными ценностями;
 самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет
нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми



имеет представления о государственном устройстве Российского
государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его
важнейших законах;

знает символы государства: Флаг и Герб Российской Федерации
и символику субъекта Российской Федерации, в котором проживает;

имеет представления о правах и обязанностях гражданина
России, правах ребенка;

проявляет интерес к общественным явлениям, осознает важность
активной роли человека в обществе;

знает национальных героев и важнейшие события истории
России и её народов.

знает государственные праздники, принимает участие в
важнейших событиях жизни России, субъекта Российской Федерации, а
котором проживает;

уважительно относится к защитникам Родины;

уважительно относится к русскому языку как государственному,
языку межнационального общения.

 имеет представления о базовых национальных ценностях
Российского государства;
 имеет первоначальные представления о роли
традиционных религий в истории и культуре нашей страны.

20

и сверстниками (умение договариваться, взаимодействовать в
игровых отношениях в рамках игровых правил и т.д.);
 преобразует полученные знания и способы деятельности,
изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками в
зависимости от ситуации;
 способен к творческому поведению в новых ситуациях в
соответствии с принятой системой ценностей;
 выражает познавательный интерес к отношениям, поведению
людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с
усвоенными нравственными нормами и ценностями;
 экспериментирует в сфере установления отношений,
определения позиции в собственном поведении;
 способен самостоятельно действовать, в случае затруднений
обращаться за помощью;
 осознает преимущества совместного поиска выхода из
сложившейся проблемной ситуации или принятия решений;
 использует принятые в обществе правила коммуникации
(спокойно сидеть, слушать, дать возможность высказаться);
 слушает и уважает мнения других людей;
 идет навстречу другому при несовпадающих интересах и
мнениях, найти компромисс
 и совместно прийти к решению, которое поможет достигнуть
баланса интересов;
 соотносит свое поведение с правилами и нормами общества.
 управляет своим эмоциональным состоянием;
 имеет свое мнение, может его обосновать;
 оказывает позитивное влияние на свое окружение;
 осознанно принимает решения и несет за них ответственность;
 способен управлять своим поведением, планировать свои
действия;
 старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство
неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно;
 проявляет поведение, которое в основном определяется
представлениями о хороших и плохих поступках.
Формирование
основ
социокультурных
ценностей


демонстрирует интерес к поиску и открытию
информации;

проявляет инициативу в реализации собственных
замыслов;



демонстрирует ценностное отношение к учёбе как к виду творческой
деятельности;

21

Формирование
основ
межэтнического
взаимодействия


Инициативен в получении новой информации и

практического опыта, мотивируя ее потребностью в саморазвитии и
желанием помогать другим людям, взаимодействовать


с ними в решении посильных, но серьезных
общественных задач;

владеет основами управления своим поведением и

эмоциями в обществе, способен сдерживать негативные импульсы

и состояния;

знает и выполняет нормы и правила поведения в

общественных местах

в соответствии с их спецификой (детский сад,

транспорт, поликлиника, магазин, музей, театр и пр.);


умеет донести свою мысль с использование разных

средств общения до собеседника на основе особенностей его
личности (возрастных, психологических, физических);


имеет первичные представления о социокультурных
ценностях, основанных на знаниях национальных традиций

и обычаев, на уважении к произведениям культуры
и искусства;

проявляет интерес, любознательность к различным
видам творческой деятельности;

способен выразить себя в доступных видах
деятельности в соответствии с социокультурными ценностями;

проявляет потребности к реализации эстетических
ценностей в пространстве образовательной организации;

эмоционально отзывается на красоту окружающего
мира, произведения народного и профессионального искусства.

имеет элементарные представления о роли знаний, науки, современного
производства в жизни человека и общества;

имеет представления об этических нормах взаимоотношений
между людьми разных этносов, носителями разных убеждений,
представителями различных культур;

имеет первичные представления о многонациональных народах
России, об

этнокультурных традициях, фольклоре народов России;

понимает, что все люди имеют равные права;

спокойно реагирует на непривычное поведение других людей,
стремится обсудить его с взрослыми;

не применяет физического насилия и вербальной
агрессии в общении с другими людьми;

 проявляет ценностное отношение к своему национальному языку
 и культуре;
 способен к установлению дружеских взаимоотношений в



имеет первоначальные навыки командной работы, в том числе в
разработке и реализации учебных и практикоориентированных
проектов;
имеет представления о душевной и физической красоте человека;
способен видеть красоту природы, труда и творчества;
проявляет интерес к чтению, произведениям искусства, детским
спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интересуется занятиями художественным творчеством;
поддерживает опрятный внешний вид;
отрицательно относится к некрасивым поступкам и неряшливости;
отрицательно относится к аморальным поступкам, грубости,
оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании
художественных фильмов и телевизионных передач.

коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
 имеет начальные представления о народах России, об их общей
исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.

22



способен отстаивать свое достоинство и свои права в
обществе сверстников и взрослых с помощью рациональной
аргументации.

помогает менее защищенным и слабым сверстникам отстаивать
их права и достоинство.
Формирование
основ
информационной
культуры



Формирование
основ
экологической
культуры

 имеет первичные представления об экологических ценностях,
основанных на заботе о живой и неживой природе, родном крае,
бережном отношении к собственному здоровью;
 имеет начальные знания о традициях нравственно- этическом
отношении к природе в культуре России;
 имеет первоначальные представления о влиянии природного
окружения, нормах экологической этики;



осознанно выполняет правила здоровьесбережения и техники
безопасности при использования разных средств сетевой среды и
виртуальных ресурсов;

использует простые средства сетевого взаимодействия для
установления общественно полезных и продуктивных контактов с
другими людьми;

понимает прагматическое назначение цифровой среды и ее
рациональные возможности в получении и передаче информации,
создании общественно полезных продуктов и т.д.

использует знаково-символические средства представления
информации

для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

самостоятельно организует поиск информации;

критически относится к информации и избирательности её
восприятия;

уважительно относится к информации о частной жизни и
информационным результатам деятельности других людей;

осознанно выполняет правила эргономики использования разных
средств сетевой среды и виртуальных ресурсов;

использует простые средства сетевого взаимодействия для
установления общественно полезных и продуктивных контактов с
другими людьми;

понимает прагматическое назначение цифровой среды и ее
рациональные возможности в получении и передаче информации,
создании общественно полезных продуктов и т.д.



проявляет интерес и ценностное
отношение к природным явлениям и разным
формам жизни; понимание роли человека в
природе;

бережно относится ко всему живому;

проявляет разнообразные нравственные
чувства, эмоционально-ценностного
отношения к природе

проявляет желание участвовать в
экологических на жизнь и деятельность
человека. проектах, различных мероприятиях
экологической направленности

23

Раздел II. Содержание Программы воспитания
2.1. Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Содержание рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных
областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, реализуются в рамках всех образовательных областей
ОО
Социальнокоммуникативное развитие

Основные задачи воспитания









Познавательное развитие






Речевое развитие






Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Поощрять стремление в своих поступках следовать положительному примеру, быть полезным обществу.
Развивать устанавливать и поддерживать межличностные контакты.
Воспитывать отношение к окружающим людям.
Воспитывать чувство любви и привязанности к своей Родине, родному дому, семье. 6. Поощрять проявление таких
качеств, как отзывчивость, справедливость, дисциплинированность.
Обогащать представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.
Воспитывать уважение к народам мира, их культуре и традициям.
Приобщать детей к истории, культуре и традициям народов родного края.
Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей.
Формировать положительное и бережное отношение к природе.
Способствовать желанию самостоятельно добывать знания посредством наблюдения, слушания книг,
экспериментирования, обсуждения, рассматривания иллюстраций.
Формировать позитивное и ценностное отношение к планете Земля как общему дому человеческого сообщества.
Развивать все стороны устной речи дошкольников для общения с другими людьми на различные темы.
Формировать умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях
общения.
Воспитывать доброжелательность и корректность.



Художественноэстетическое развитие




Физическое развитие











Способствовать восприятию литературных произведений, умению высказать свое личностное отношение к героям
сказок, стихотворений.
Поощрять способность аргументированно отстаивать свою точку зрения в разговоре, приучать к
самостоятельности суждений.
Создавать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей детей.
Развивать эстетический вкус, эмоции, чувство прекрасного при восприятии произведений словесного,
музыкального и изобразительного искусства.
Обращать внимание дошкольников на красоту окружающих предметов и объектов природы
Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.
Воспитывать любовь к родному краю и Отчизне посредством художественно-эстетической деятельности
Стимулировать сопереживание персонажам музыкальных и изобразительных произведений
Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.
Воспитывать культуру еды.
Развивать физические качества дошкольников через приобщение к народным играм и забавам.
Поощрять стремление детей участвовать в спортивно- оздоровительных мероприятиях.

2.1.1. Модуль «Будь здоров»
Цель: воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного творчески развитого ребенка, в основе
которого (воспитания) лежит безопасность жизнедеятельности.
Задачи:
 формировать потребность в ежедневных физических упражнениях;
 овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, способах укрепления собственного здоровья;
 разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое; формирование навыков безопасной жизнедеятельности;
 организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
 повышать сопротивляемости к воздействию условий внешней среды (закаливание); - воспитывать экологическую культуру,
обучать безопасности жизнедеятельности.
Планируемые результаты модуля
2-3
года
3-4
года

4-5 лет



Освоил безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения.



Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций. Осуществляет
перенос опыта безопасного поведения в игру.
Элементарные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие
поддержанию, укреплению и сохранению здоровья; элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные
алгоритмы выполнения культурногигиенических процедур.






Может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями
и их последствиями. В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения.
Представления об элементарных правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека; о вредных
привычках, приводящих к болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также как их предупредить. Основные умения и
навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию,
укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы
выполнения культурно-гигиенических процедур.

5-6 лет






6-7 лет








Владеет основами безопасного поведения: знает, как позвать на помощь; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; проявляет
осторожность при встрече с животными; соблюдает правила дорожного движения, поведения в транспорте.
Признаки здоровья и нездоровья человека, особенности самочувствия, настроения и поведения здорового человека. Правила здорового
образа жизни, полезные (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и спортом) и вредные для здоровья
привычки. Особенности правильного поведения при болезни, посильная помощь при уходе за больным родственником дома. Некоторые
правила профилактики и охраны здоровья: зрения, слуха, органов дыхания, движения. Представление о собственном здоровье и здоровье
сверстников, об элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания.
Формирование представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны
здоровья. Формирование осознанной потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, развитие устойчивого
интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения.
Развивать самостоятельность детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек здорового образа
жизни.
Освоил безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения.
Здоровье как жизненная ценность. Правила здорового образа жизни. Некоторые способы сохранения и приумножения здоровья,
профилактики болезней, значение закаливания, занятий спортом и физической культурой для укрепления здоровья. Связь между
соблюдением норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его
самочувствием, успешностью в деятельности. Некоторые способы оценки собственного здоровья и самочувствия, необходимость
внимания и заботы о здоровье и самочувствии близких в семье, чуткости по отношению к взрослым и детям в детском саду.
Гигиенические основы организации деятельности (необходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы,
чистоты материалов и инструментов и пр.).
Формирование осознанной потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Формирование представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре и спорту; Воспитание ценностного
отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развитие мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей

2.1.2. Модуль «Труд и финансовое воспитание»
Младший дошкольный возраст
Цель: знакомство детей с трудом взрослых, с разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной последовательностью для
достижения цели.
Задачи:
 создать и поддержать интерес детей к деятельности взрослых;
 обеспечить восприятие ребенком простейших трудовых действий, их названия и соотношения к профессии.
Старший дошкольный возраст
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного
восприятия денег и денежных отношений на универсальной визуальной основе всеобщих закономерностей развития и функционирования

живых систем и парадоксальной логики; создание основы устойчивого (гармоничного) развития активной, творческой личности, готовой к
успешной социализации в условиях непрерывных социально-экономических перемен.
 Познакомить детей с основными закономерностями роста и развития живых систем, в т.ч. человека и его отношений, включая
денежные.
 Познакомить детей на визуальной основе с моделями нормы и не нормы финансового поведения.
 Научить правильному отношению к деньгам и финансовым ситуациям.
 Дать целостный, визуальный образ структуры денежной системы РФ (Древо денежной системы России).
 Сформировать упорядоченную систему устойчивых позитивных ассоциаций к деньгам, основанную на нравственных
принципах.
 Сформировать патриотическое отношение к национальной валюте РФ, основанное на базовых принципах и понимании
всеобщих закономерностей роста и развития объектов, явлений природы.
 Формировать необходимые личностные качества ребенка, ответственное отношение к деньгам и финансовым операциям.
 Развивать навыки позитивного мышления и психоэмоциональной устойчивости в отношении к деньгам и финансовым
ситуациям.
 Воспитать чувство искренней благодарности к родителям и близким за оказываемую материальную (финансовую) и духовную
поддержку на этапе детства.
 Воспитать уважительное отношение к различным видам труда и профессионализму (мастерству) представителей разных
профессий.
 Воспитать чувство собственного достоинства и уважения к участникам денежных отношений и финансовых ситуаций.
 Воспитать трудолюбивого, добросовестного, честного, любящего свою Родину гражданина.
Планируемые результаты модуля
2-3 года



Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. Беседует о профессиях работников детского сада.

3-4 года



Принимает цель в играх, в предметной и художественной деятельности, по показу и побуждению взрослых доводит начатую
работу до определённого результата. Проявляет самостоятельность в самообслуживании (умывается, ест, одевается при небольшой
помощи взрослого).
С интересом наблюдает трудовые действия; бережно относится к результатам труда; проявляет стремление отражать содержание
хозяйственно-бытового труда в игре с использованием реальных предметов и предметов-заместителей.


4-5 лет





С помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Самостоятелен в
самообслуживании, видит необходимость выполнения определённых действий и достижения результата.
Проявляет познавательный интерес к труду взрослых (интересуется, кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе);
отражает полученные представления в сюжетно-ролевых играх. Бережно относится к предметному миру как результату труда
взрослых.
Понимание направленности трудовых процессов на результат (например, повар заботится, чтобы дети были вкусно накормлены).
Расширение представлений о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых.

5-6 лет




6-7 лет





Ребёнок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С
помощью воспитателя разбирается в экономических понятиях и терминах.
Воспринимает деньги как инструмент совершенствования человека, его отношений и окружающего мира, раскрывает причинноследственные связи: труд, мастерство, нравственные качества и заработная плата человека, отношение ко времени и уровень
благополучия в семье. С помощью взрослого приводит примеры на конкретных финансовых ситуациях и денежных отношениях. С
помощью взрослого на примере жизни дерева раскрывает элементарные представления о закономерностях роста и развития живых
систем, в т. ч. человека.
Ребёнок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, выделяет, что такое семейный бюджет и источники его
формирования. Проявляет ярко выраженный и устойчивый интерес к труду живых систем и человека (родителей, взрослых),
оперирует понятиями профессиональной ориентации, имеет представление о мастерстве, употребляет финансово-экономические
слова и словосочетания. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал и познавательную активность?
Воспринимает деньги как инструмент совершенствования человека, его отношений и окружающего мира, правильно отображает
причинно-следственные связи: труд, мастерство, нравственные качества и заработная плата человека, отношение ко времени и
уровень благополучия и т. п. Самостоятельно приводит примеры на конкретных финансовых ситуациях и денежных отношениях.
Источник благополучия человека видит в его знаниях, трудолюбии, умениях и творческом отношении к ситуациям. На примере
жизни дерева раскрывает рост и развитие живых систем и человека.

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
Приоритетным в воспитательном процессе МАДОУ является физическое воспитание и познавательное развитие воспитанников.
Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, всех форм работы с детьми и других факторов.
Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий
физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность
направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к
миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности и моральная
мотивация детского труда.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с
детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается
творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и
художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта
детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских
способностей. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством
со стороны воспитателя.

Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в
помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий
с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации
Программы воспитания
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется для более эффективного достижения целей
воспитательной работы, которое обеспечивается согласованием позиций детского сада и семьи в данном вопросе.
Цель: организовать работу с семьями воспитанников, направленную на организацию совместных воспитательных мероприятий в
МАДОУ.
Задачи:
1. Приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни МАДОУ.
2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
3. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).
Формы взаимодействия:
 общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем воспитания дошкольников;
 совместные мероприятия (утренники, досуги, развлечения, викторины и т.д.);
 родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
 дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать занятия для получения представления о ходе воспитательнообразовательного процесса в МАДОУ;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;
 размещение на персональном сайте ДОУ информации о воспитательной работе МАДОУ.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МАДОУ интересную и событийно-насыщенную жизнь детей
и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.

Раздел 3. Организационные условия реализации Программы воспитания
3.1 Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания МАДОУ обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении
условий ее реализации, включающих:
 обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной среды;
 оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по
вопросам воспитания;
 создание уклада ДОО, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесса
руководствоваться едиными принципами
 и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно-значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОО
направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО;
 современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими
материалами и средствами обучения и воспитания;
 наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы
воспитания;
 учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста,
 в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).
Воспитательный процесс в МАДОУ строится на следующих принципах:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения
 конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка;
 создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
 которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников;
 системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.
3.2. Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение
Для успешной реализации Программы воспитания в МАДОУ обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных
видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность.
3.3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Кадровое обеспечение подробно описано в основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного
образования МАДОУ
3.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Обеспечение методическими материалами и средствами воспитания подробно описано в основной общеобразовательной программе
– образовательной программе дошкольного образования МАДОУ и в Паспортах возрастных групп.
3.5. Информационное обеспечение реализации Программы воспитания
Информационное обеспечение реализации Программы воспитания осуществляется через сайт МАДОУ и обеспечивает
эффективность взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
3.6. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в МАДОУ – обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного
возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности. Среда обеспечивает:

наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их
игровых и трудовых навыков;

учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

подбор художественной литературы; - подбор видео и аудиоматериалов;

подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.); - наличие
демонстрационных технических средств;

подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных,
дидактических игр);

подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое обеспечение подробно описано в основной общеобразовательной программе – образовательной программе
дошкольного образования МАДОУ и в Паспортах возрастных групп.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».