Хореографическая студия Карамельки

СОДЕРЖАНИЕ
№

Название главы

Стр.

I

Целевой раздел

3

1.

Пояснительная записка

3

1.1. Цели и задачи реализации программы

3

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

4

1.3. Характеристика особенностей детей дошкольного возраста

5

2.

Объем

6

3.

Планируемы результаты

6

4.

Содержание

7

II

Организационно-педагогические условия

9

1.

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом

9

возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики
их образовательных потребностей и интересов
2.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

10

3.

Материально-техническое обеспечение программы

10

4.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и

11

воспитания
5.

Учебный план

6.

Особенности

12
организации

образовательной

деятельности

13

дополнительной общеразвивающей программы «Мир танца»
Приложение

15

Оценочные материалы
Рабочая программа модуля «Азбука музыкального движения»

16

Рабочая программа «Игротанцы»

21

Рабочая программа «Танцевальная гимнастика»

25

2

I. Целевой раздел
1.
Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи реализации программы
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого
человека. По мнению исследователей, именно этот возраст является значимым этапом
становления способностей человека – двигательных, творческих, познавательных.
Творческие способности помогают будущим первоклассникам адаптироваться к
школьной жизни. Двигательные способности помогают развить силу, быстроту,
выносливость, ловкость и гибкость. Познавательные способности развивают память,
внимание, восприятие и мышление.
Одним из помощников развития этих способностей является хореографическое
искусство. Хореография имеет огромное значение для эстетического и физического
развития детей. Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок,
костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных
спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах, поэтому важно научить каждого
ребенка не только понимать хореографический язык, но и пользоваться им для
самовыражения.
Дополнительная общеразвивающая программа хореографической студии
«Карамельки» (далее – ДОП «Мир танца») направлена на всестороннее развитие детей от
2 до 7 лет посредством танцевально-игровой деятельности. ДОП «Карамельки» – это
первая ступенька хореографического искусства, где происходит непосредственное и
всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания танцевального,
физического и интеллектуального развития. В танце ребёнок проявляет свои способности,
свою творческую активность, развивается его фантазия, творческие способности, ребёнок
учится сам создавать пластические образы. Взаимодействия детей в коллективе и
коллективные выступления перед зрителем так же положительно влияют на воспитание
детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха
приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации
творческого потенциала ребёнка. Занятия танцем хорошо снимают напряжение,
активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают
трудовой и жизненный тонус ребёнка.
Данная программа способствует приобщению ребенка к миру прекрасного с раннего
детства посредством гармоничного движения и красивой музыки. Возможность раннего
знакомства детей (3 – 4 лет) с танцем и их первого активного приобщения к этому виду
художественной деятельности, обучение детей языку танцевальных движений с целью
формирования у них творчества в танце – вот сущностная основа этой программы. Ведь
сама культура танца, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и
поведения прививает ребенку особый образ жизни: большое внимание к своему внешнему
виду, к поведению и отношениям со сверстниками.
ДОП «КАРАМЕЛЬКИ» для детей дошкольного возраста (2 – 7 лет) на 2022 – 2023
год составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» 29.12.2012г. №273-ФЗ, в соответствии с ФГОС ДО, утвержденным
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155, с учётом
СанПиН 2.4.1.3049-13, Уставом МАДОУ детский сад № 154. ДОП «Карамельки»
реализуется не в рамках основной образовательной деятельности МАДОУ детского сада
№ 154.
Для реализации данной программы в детском саду оборудован физкультурный
зал. В нем расположены: музыкальное оборудование, костюмы, спортивный инвентарь.
ДОП «Карамельки» обеспечивает развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом
их возрастных и индивидуальных особенностей.
3

Цель: развитие творческих, двигательных и познавательных способностей у детей
дошкольного возраста посредством танцевально-игровой деятельности.
Задачи программы:
1. Создать условия для освоения детьми дошкольного возраста танцевальноигровой деятельности:
- учить выполнять элементарные танцевальные движения: различные виды
хлопков в ладоши и по коленям, полуприседания с легким поворотом вправо и
влево, покачивания с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, притопы одной ногой
и попеременно, прыжки на двух ногах, кружения по одному и в парах,
притопывать правой ногой, кружиться под правой рукой, выполнять упражнения
с атрибутами;
- добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки;
- учить согласовывать движения с текстом и музыкой;
- развивать двигательные качества и умения (двигаться в соответствии с ярко
выраженным характером музыки – веселый, грустный: весело бежать под легкую
музыку, энергично ходить под ритмичный марш);
- менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки;
- развивать умение ориентироваться в пространстве (уметь вместе с
детьми
двигаться стайкой за взрослыми, образовывать круг, немного продвигаться по
кругу, сужать и расширять круг, становиться парами по кругу);
- дать представление о возможностях пластики для передачи различных
эмоциональных состояний.
2. Познакомить детей с различными музыкально-ритмическими движениями в
соответствии с характером музыки:
- настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для
танцевально-игровой деятельности;
- способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости на характер танца;
- дать представление о возможности мимики и жестов для передачи различных
эмоциональных состояний.
3. Развивать воображение и фантазию детей в танце:
- настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой
деятельности;
-учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них;
- вовлекать малышей в сюжетные музыкальные игры, в которые они могли бы
выполнять под музыку различные роли и учитывать взаимоотношения в игре;
-побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх
(придумать и показать движения зайца, лисы и т.д. соответствующие характеру
персонажа сказки);
-учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.
4. Совершенствовать психомоторные способности:
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и
координационные способности (игропластика, партерная гимнастика).
Актуальность данной программы обусловлена использованием нетрадиционных
средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей,
позволяющих насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить
двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и
эмоционального развития ребенка.
1.2.Принципы и подходы к формированию программы
ДОП «Карамельки», а также организация на ее основе
образовательного процесса базируется на следующих принципах:

воспитательно-

4

Принцип поддержки разнообразия детства, сохранение уникальности и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В соответствии с
этим предусмотрены многообразные формы и средства воплощения творческих поисков и
решений.
Что обеспечивает целостность культурного содержания, которое дети
осваивают в образовательном процессе.
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Этот
принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования
в соответствии с возрастными особенностями детей, а также такое построение
образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации
образовательного процесса.
Принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.
Оздоровительная работа становится приоритетом и внутренним звеном образовательного
процесса.
Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах:
личностно-ориентированный подход, деятельностный, системный и культурноисторический подход.
Личностно-ориентированный
подход
предусматривает
организацию
образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является
главным критерием его эффективности. Механизм реализации – создание условий для
развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей
с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной
свободы, права на уважение. Центральной категорией деятельностного подхода является
категория деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребёнка с
окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в
целях удовлетворения потребностей. Поэтому образовательный процесс должен быть
построен таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял видимую,
операциональную сторону деятельности, но был при этом положительно мотивирован на
достижение цели, добивался ожидаемого результата. Общенаучный системный подход
позволяет рассматривать образовательную программу как систему, в которой все
элементы взаимосвязаны. Один из главных признаков этой системы — её открытость.
Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд
принципиальных положений: необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка
дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста;
понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка;
организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и
детей и др.
1.3.Характеристика особенностей детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны.
Движения, особенно под музыку, доставляют им большую радость. Движения детей 3 – 5
лет еще недостаточно точны и координированы, плохо развито чувство равновесия,
поэтому обмен и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как
правило, игровой характер. Главная задача педагога – это сделать игру максимально
продуктивной. В результате чего у ребенка появляется достаточный запас
эмоциональных впечатлений, формируется элементарное эстетическое восприятие и
эмоциональная отзывчивость к происходящему (будь то игра, танец и т.д.), повышается
танцевальная активность: ребенок исполняет несложные пляски (в том числе и с
атрибутами), танцует в кругу, в паре, в хороводе, легко вовлекается в музыкальноподвижные игры, ребенок выполняет действия под музыку, передает характерные
движения игровых персонажей (лиса, заяц и т.д.), появляются первые творческие
проявления ребенка в движении.
5

Танец – это музыкально-пластическое искусство, что в полной мере отвечает
двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное
воссоздание образов «посредством собственного тела». Из этого следует, что в танце
творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской
музыкальной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте оценка успеха или неудачи в конкретной
деятельности относится ребенком к своей общей самооценки, к своей личности в целом. В
этот период важно создавать ситуацию успеха в конкретной деятельности, стремясь
сохранить ребенка на уровне высокой положительной общей самооценки.
2. Объем
Организационные условия реализации программы.
Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 2 до 7 лет. Занятия
проводятся в группах по 10 – 15 человек, 2 раза в неделю по 10 – 30 минут в
проветриваемом и хорошо освещенном зале с ковровым покрытием или ковром на полу.
Срок реализации ДОП «Мир танца»: 4 года.
Организованная образовательная деятельность детей осуществляется в процессе
вовлечения их в танцевально-игровую деятельность. Педагог дозирует объем
образовательной нагрузки с учетом санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов. Объем
образовательной
нагрузки
соответствует требованиям
действующего СанПиН для детей возраста от 3 до 7 лет:
в группе раннего возраста (3ий год жизни) продолжительность образовательной
деятельности составляет 10 мин.;
• в младшей группе (4ый год жизни) продолжительность образовательной
деятельности 15 минут;
• в средней группе (5ый год жизни) продолжительность образовательной
деятельности 20 минут;
• в старшей группе (6ый год жизни) продолжительность образовательной
деятельности 25 минут;
• в подготовительной к школе группе (7ый год жизни) продолжительность
образовательной деятельности 30 минут.
Общее количество часов ДОП «Мир танца» в соответствии с учебным планом.
3. Планируемые результаты
ДОП «Карамельки» способствует формированию у детей творческих способностей,
благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца – музыки,
движения и игры. На этапе завершения обучения по ДОП «Карамельки» планируются
следующие возможные достижения ребенка:
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности; различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и
самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в
себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Данная программа направлена на развитие двигательной активности детей
дошкольного возраста:
- маршировать и бегать, ориентируясь в пространстве;
- выполнять плавные и резкие движения руками;
6

- выполнять приседания и полуприсяды (и с разворотом);
- выполнять хлопки;
- притопывать то одной, то другой ногой;
- прыгать на месте;
- кружиться по одному и в паре;
- ходить на полупальцах и на пятках;
- выставлять ногу на носок и на пятку;
- ходить стайкой по кругу, сужать и расширять его;
- выполнять прямой галоп;
- эмоционально-образно исполнять танцевально-игровые упражнения (кружатся
листочки, подают снежинки и т.д.);
- подражать характерным движениям животных;
- передавать эмоциональное состояние игровых персонажей (грустный мишка,
веселый зайка);
- эмоционально реагировать на различные игровые ситуации.
4. Содержание
Содержание образовательной деятельности ДОП «Мир танца» реализуется в
следующих модулях.
Модуль «Азбука музыкального движения»
Включает в себя выполнение простейших танцевальных ходов в соответствии с
музыкальным ритмом. Используется с целью развития координации, выразительности
движений, гибкости, силы мышц ног и туловища.
Движения отрабатываются посредством создание танцевального образа.
Формируется умение выразить в импровизации свое образное представление в движениях,
связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец,
вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов.
Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.
Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем
на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д.
Через танцевальные элементы детям предлагается изобразить, как помогают дома маме,
папе (например: забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и т.д.).
Модуль «Игротанцы»
Содержит упражнения, применяемые практически на всех уроках. Здесь
используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации,
соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении
занятий по танцевально-игровой деятельности.
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов.
Игра на занятиях хореографией может быть использована для обучения детей. С ее
помощью решаются различные психологические проблемы детского коллектива. Игра –
самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает образы для решения
новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве.
Опора на игру – это способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные
воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игра погружает ребенка в
самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями. Введение игровых
ситуаций создаёт на занятиях непринуждённую атмосферу; облегчает процесс
запоминания, освоения и выполнения упражнений; повышает эмоциональный настрой, а
также способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей детей.
Такие упражнения оказывают положительное влияние на организм детей: осуществляется
профилактика заболеваний сердечнососудистой системы; улучшается осанка; повышается
выносливость и сила; развивается гибкость; приобретаются жизненно-необходимые
двигательные умения и навыки.
7

Модуль «Танцевальная гимнастика»
Содержание данного модуля представлено в следующих направлениях:
1) «Креативная партерная гимнастика»
Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости.
Здесь используется элементы и упражнения детской йоги, выполняемые в игровой форме.
2) «Пальчиковая гимнастика»
Включает в себя упражнения, превращающие образовательный процесс в
увлекательную игру, которая не только обогащает внутренний мир ребенка, но и
оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышления и развивает
фантазию малыша. Этот раздел служит основой для развития ручной умелости, мелкой
моторики и координации движений рук.
3) «Игровой самомассаж»
Включает в себя упражнения самомассажа в игровой форме, от которых дети
получают радость и хорошее настроение. Они способствуют формированию у ребенка
сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Данное направление является основой закаливания и оздоровления детского организма.
4) «Строевые упражнения»
Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в
пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг,
становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

8

II. Организационно-педагогические условия
1. Формы, способы, методы и средства программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов
Организация образовательной деятельности
в рамках
ДОП «Мир танца»
осуществляется на адекватных возрасту формах работы с дошкольниками, зависит от возрастных
и индивидуальных особенностей детей

При обучении хореографии используются традиционные методы: наглядный,
словесный и практический.
В наглядном методе происходит постоянное сочетание наглядно-слухового и
наглядно-зрительного приемов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться
показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько
эффективным будет обучение ритмике. Исполняя музыкальное произведение, педагог
должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке
следует позаботиться о художественном уровне ее обработки. Показ движения нужно
заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных
персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или
различные хороводные построения. Иногда педагог обращается за помощью к детям,
предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается
недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение.
Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, т. е.
прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей
туловища, выпрямить осанку и т. д. Этот прием характерен для младшего дошкольного
возраста.
Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности,
объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в
процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и
практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе
отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей.
Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в
младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах; оценка
становится более обоснованной в средней и старшей группах и т. д.
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного
музыкально-ритмического
движения)
важно
предварительно «отрабатывать» в
подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний,
манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.
Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить
внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях.
Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж — необходимо
облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и
частично соревновательный методы.
На занятиях применяются фронтальная, индивидуальная, групповая формы
организации, и их сочетания.
Для решения двигательных задач на занятиях используются такие методы:
а) повторный
б) целостно-расчлененный
в) соревновательный (конкурсный)
Обучение танцевальным движениям происходит поэтапно:
1 этап – начальное разучивание.
На этом этапе формируются двигательные представления о действии в каждой
опорной точке и выполнении движения в целом.
9

2 этап – детализированное обучение.
Формируется полная развернутая основа движения, уточняются действия по
частям. Движения отрабатываются с помощью многократных повторов элементов и
движения в целом.
3 этап – закрепление и дальнейшее совершенствование. Разученные танцевальные
движения объединяются в этюд, танец, сцену. Воспитанники, проявляя творчество,
самостоятельно придумывают композиции из разученных элементов. Применяют их в
играх.
2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Семья является институтом первичной социализации и образования, который
оказывает большое влияние на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Тесное
сотрудничество с семьей делает успешной работу педагога. Только в диалоге обе стороны
могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о
ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями
(законными представителями) и педагогам. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в
деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их
полноценного развития.
Формы работы с семьями воспитанников:
- открытые учебные занятия позволяют продемонстрировать родителям творческие
возможности, успехи и достижения детей, уровень взаимопонимания беседа;
- конкурсы, праздники проводятся с целью вовлечения взрослых в жизнь ребёнка.
Родители привлекаются как участники и организаторы мероприятий. Участие родителей
особо важно для ребёнка, ведь это даёт ребёнку осознание важности происходящего,
позволяет создать для него наиболее комфортную и уютную эмоциональную атмосферу.
- мастер-классы для родителей совместно с воспитанниками. Мастер-класс
организуется педагогом с участием детей. Дети учат своих родителей небольшим
танцевальным комбинациям, выученным ими в студии. Педагог помогает в разучивании
движений.
Направления работы: приобщение детей к духовным и культурным традициям,
формирование их нравственных и ценностных ориентиров, развитие детской фантазии,
воображения и творчества, организация совместного досуга с детьми, подготовка детей к
школьному обучению.
3. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение ДОП «Мир танца» обеспечивает
становление творческих, познавательных и двигательных способностей детей по всем
модулям программы, на фоне их эмоционального благополучия и положительного
отношения к миру, к себе и к другим людям.

Разви
вающ
ая
среда

Пространственная
Предметная
ТСО

Физкультурно-музыкальный зал
- мешочки с песком
- интерактивная доска
- проектор
- музыкальный центр
- ноутбук

10

4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Образовательные
модули

Методические пособия. Учебно-наглядные материалы

(направления развития)
Для групп детей дошкольного возраста
«Азбука музыкального Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве. М., 1990г.
движения»
Буренина А.И. « Ритмическая мозаика»- СПб, 2000г.
Актуальные проблемы эстетического воспитания и
развития детей/ под ред. Т.С. Комаровой – М., 2002
Новикова Г.П. Музыкальная воспитание дошкольников М., 2000
Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М., 1983.
Васильева Т.К. «Секрет танца» СПб 1997
Васильева - Рождественская Н.В. Историко – бытовой
танец – М., 1987
«Игротанцы»
Кузнецова А. Учимся играючи - М., 2008
Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение,
1992
Теплякова О.Н., Козлова О.Л.– Практическая
энциклопедия развивающих игр- М., 2007
Строковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления
детей от 1 года до 14 лет – М., 1994
«Танцевальная
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка- М.,
1993
гимнастика»
Е.Черемнова «Танцетерапия» Танцевальнооздоровительные методики Ростов 2008г.
Кольцова М.М. Рузина М.С. Ребенок учится говорить:
пальчиковый игротренинг. –СПб 1998
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе» – СПб 2000
Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике – М.,
1972
Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение –
М., 1972
СД диск «Йога для малышей» Б.Фридман 2008г.
СД диск «Йога для детей» – Б.Фридман, 2006г.
Аудиокассета «Аэробика для малышей» Е.Железнова

11

5. Учебный план
Учебный план
Модули

«Азбука
музыкального
движения»
«Игротанцы»
«Танцевальная
гимнастика»
Итого

3-й год
жизни
Кол-во часов
в год (кол-во
периодов/
минуты)
20/200

4-й год
жизни
Кол-во часов
в год (кол-во
периодов/
минуты)
20/300

5-й год
жизни
Кол-во часов
в год (кол-во
периодов/
минуты)
21/420

6-й год
жизни
Кол-во часов
в год (кол-во
периодов/
минуты)
22/550

7-й год
жизни
Кол-во часов
в год (кол-во
периодов/
минуты)
22/660

Итого за
четыре
года
обучения

22/220

22/330

22/440

21/525

21/630

86/1925

22/220

22/330

21/420

21/525

21/630

85/1905

64/640

64/960

64/1280

64/1600

64/1920

256/5760

85/1930

Календарный учебный график
Группа
Ран.
возраста

Младшая

Месяц

неделя

Октябр
ь

1

1/10

ОД по
ДОП (колво/
мин)
1/15

2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

2/20
2/20
2/20
2/20
2/20
2/20
2/20
2/20
2/20
2/20
1/10

2/30
2/30
2/30
2/30
2/30
2/30
2/30
2/30
2/30
2/30
1/15

2
3
4
1

3/30
3/30
3/30
2/20

Ноябрь

Декабрь

Январь

Феврал

П 10

3/45
3/45
3/45
2/30

Средняя

П

П
15

ОД по
ДОП
(кол-во/
мин)
1/20
2/40
2/40
2/40
2/40
2/40
2/40
2/40
2/40
2/40
2/40
1/20
3/60
3/60
3/60
2/40

Старшая

П

П 20

ОД по
ДОП (колво/
мин)
1/25
2/50
2/50
2/50
2/50
2/50
2/50
2/50
2/50
2/50
2/50
1/25
3/75
3/75
3/75
2/50

Подготовительная

П

П 25

ОД по
ДОП
(кол-во/
мин)
1/3
0
2/60
2/60
2/60
2/60
2/60
2/60
2/60
2/60
2/60
2/60
1/30
3/90
3/90
3/90
2/60
12

П

П
30

ь

Март

Апрель

Май

Итого
Итого в
год по
группе

2
3
4
1
2
3
4

2/20
2/20
2/20
2/20
2/20
2/20
1/10

П 10

2/30
2/30
2/30
2/30
2/30
2/30
1/15

1
2
3
4
1
2
3
4

2/20
2/20
2/20
2/20
2/20
2/20
2/20
1/10

П 10

2/30
2/30
2/30
2/30
2/30
2/30
2/30
1/15

600

30

915
960

П
15

П
15
45

2/40
2/40
2/40
2/40
2/40
2/40
1/20
2/40
2/40
2/40
2/40
2/40
2/40
2/40
1/20
1220
1280

П 20

2/50
2/50
2/50
2/50
2/50
2/50
1/25

П 20

2/50
2/50
2/50
2/50
2/50
2/50
2/50
1/25

60

1525
1600

П 25

2/60
2/60
2/60
2/60
2/60
2/60
1/30

П 25

2/60
2/60
2/60
2/60
2/60
2/60
2/60
1/30

75

1830
1920

П – праздник
ОД по ДОП – образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей
программе
6. Особенности организации образовательной деятельности дополнительной
общеразвивающей программы «Карамельки»
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
который осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в
соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную
творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка,
секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по
сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы
(обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности,
используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения
в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии
и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает
соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и
реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий,
обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся,
воспитанников,
способствует
их
развитию,
формированию
устойчивых
профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности
обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие
мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную
деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в
13

П
30

П
30
90

учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой,
обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.
Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает
эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой
деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч.
текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую
поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также
обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие
обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе
педагогических, методических советов, объединений, других формах методической
работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в
организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или
лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей
компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во
время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение
правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего
педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей,
предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет
координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других
педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды
образовательного
учреждения.
Оказывает
методическую
помощь
педагогам
дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического
опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную
педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и
потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;
методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы,
методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической,
эстетической,
туристско-краеведческой,
оздоровительно-спортивной,
досуговой
деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;
деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития
мастерства;
современные
педагогические
технологии
продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их
заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики;
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными
таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране
труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка,
секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к
стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование
и
дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

14

Приложение
Оценочный материал
В соответствии с п.3.2.1 ФГОС ДО «при оценке реализации Программы может
проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего
планирования)».
В течение первого месяца выявляется степень интересов детей к занятиям танцем,
происходит знакомство с антропометрическими данными каждого ребёнка.
Анализируется уровень музыкально-ритмического развития ребёнка с целью:
 Выявления уровня развития музыкальных и двигательных способностей.
 Проектирования индивидуальной работы.
Уровень музыкально-ритмического развития ребенка определяется посредством
наблюдения педагога за детьми в процессе движения под музыку в условиях
исполнения знакомых танцев и упражнений, разучивания новых движений.
В конце года анализируется уровень музыкально-ритмического развития ребёнка с
целью:
 Выявления уровня развития музыкальных и двигательных способностей.
 Проектирования индивидуальной работы.
 Оценки эффекта педагогического воздействия.
 Планирования и корректировки учебного плана на следующий год
обучения.
Оценочный материал рекомендуется оформлять в виде следующей таблицы:
Ф.И.
Имитационные Пластичность Координация Чувство
Танцевальные
ребёнка
движения
движений
ритма
движения

Необходимо вписать фамилии детей, фиксировать данные наблюдения с помощью
заглавных букв:
В – выполняет (движения выражают музыкальный образ и совпадают с
музыкальными фразами);
З – затрудняется выполнять (движения передают только общий характер,
ориентированы только на начало и конец звучания, а так же на счёт и показ взрослого);
Н – не выполняет (движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки).
Итоговая оценка результатов деятельности ДОП «Мир танца» осуществляется в
форме конкурсов, показательных выступлений, творческих занятий. Ребята с большим
удовольствием становятся жюри и оценивают и анализируют выступления своих
сверстников, главным организатором и судьёй является педагог.

15

Рабочая программа модуля «Азбука музыкального движения»
Модуль «Азбука музыкального движения» включает в себя выполнение
простейших танцевальных ходов в соответствии с музыкальным ритмом. Все
хореографические упражнения являются прекрасным средством формирования осанки и
культуры движений. Используется с целью развития координации, выразительности
движений, гибкости, силы мышц ног и туловища.
Цель модуля – развитие физических данных, ориентации и координации движений,
развитие чувства ритма. музыкального слуха, изучение основ музыкальной грамотности,
выработку навыков исполнения движений в различных темпах;
Задачи:
1. Учить выполнять элементарные танцевальные движения;
2. Добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки;
3. Учить согласовывать движения с текстом и музыкой;
4. Менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки;
5. Развивать ловкость, точность, общую выносливость
6. Выработать осанку и красивую походку.
№
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

№
1.

2.

Младшая группа (4-й год жизни)
Тема
Кол-во
Время
Содержание
периодов (мин)
Осанка
2
30
Понятие осанка. Постановка корпуса.
Положение рук
2
30
Хлопки в ладоши – простые и
ритмические.
Игра
«Ладушки»,
«Блинчики». Звереритмика «Кошка».
Положение головы
2
30
Положения головы. Прямо, вверх-вниз;
«уложить ушко» вправо и влево;
повороты вправо и влево
Положение ног
4
60
«Пружинка» - легкое приседание.
«Мячик» - прыжки. «Топотушки» притопы в небольшом приседании на
месте и в продвижении.
Упражнения
для
3
45
Упражнения для рук и кистей. Руки
рук и кистей
поднять вперед на уровень грудной
клетки, затем развести в стороны,
поднять вверх и опустить вниз в
исходное положение.
Ходьба
3
45
Ходьба: бодрая, спокойная, на носках,
на пятках. Игра «Медведи и медвежата»,
«Пингвины». Звереритмика «Цапля».
Бег
4
60
Бег: легкий, широкий, острый. Игра
«Бежим по горячему песку»,
Итого
20
300
Средняя группа (5-й год жизни)
Тема
Кол-во
Время
Содержание
периодов (мин)
Осанка
2
40
Понятие осанка. Постановка корпуса.
Поклон-приветствие. Игра «Лебеди»,
«Улыбнемся мы друг другу»
Положение рук
3
60
Хлопки в ладоши – простые и
ритмические. Положение рук: перед
16

3.

Положение головы

3

60

4.

Положение ног

4

80

5.

Упражнения
рук и кистей

3

60

6.

Ходьба

2

40

7.

Бег

2

40

8.

Упражнения
плеч

для

2

40

Итого

21

420

№
1.

2.

для

собой, вверху, внизу, справа и слева на
уровне
головы.Игра
«Ладушки»,
«Блинчики», «Тарелочки», «Бубен»,
«Ветер и деревья».
Звереритмика
«Кошка», «Змея».
Положения головы. Прямо, вверх-вниз;
«уложить ушко» вправо и влево;
повороты вправо и влево; упражнения
«тик-так» – «уложить ушко» с
задержкой в каждой стороне (можно с
ритмическим рисунком).
«Пружинка» - легкое приседание.
Музыкальный
размер
2/4.
темп
умеренный. Приседание на два такта,
потом на один такт и два приседания, на
один такт. «Мячик» - прыжки по VI
позиции. Музыкальный размер 2 \4.
Темп умеренный. Прыжок на два такта,
затем на один такт и четыре и более
прыжков на один такт.. «Топотушки» притопы в небольшом приседании на
месте и в продвижении.
Упражнения для рук и кистей. Руки
поднять вперед на уровень грудной
клетки, затем развести в стороны,
поднять вверх и опустить вниз в
исходное положение. Игра «Ветер и
деревья». Звереритмика «Мартышки».
Ходьба: бодрая, спокойная, на носках,
на пятках. Поднимание на полупальцы
по VI позиции. Игра «Медведи и
медвежата»,
«Пингвины».
Звереритмика «Цапля».
Бег: легкий, широкий, острый. Игра
«Бежим по горячему песку»,
Упражнение для плеч. Оба плеча
поднять вверх и опустить, изображая
«удивление». Поочередное поднятие
плеч.

Старшая группа (6-й год жизни)
Тема
Кол-во
Время
Содержание
периодов (мин)
Осанка
2
50
Понятие осанка. Постановка корпуса.
Поклон-приветствие. Позиция ног – VI.
Игра «Лебеди», «Улыбнемся мы друг
другу»
Положение рук
3
75
Хлопки в ладоши – простые и
ритмические. Положение рук: перед
собой, вверху, внизу, справа и слева на
уровне головы. Игра «Ладушки»,
17

3.

Положение головы

2

50

4.

Положение ног

4

100

5.

Упражнения
рук и кистей

3

75

6.

Ходьба

3

75

7.

Бег

3

75

для

«Блинчики», «Тарелочки», «Бубен»,
«Ветер
и
деревья»,
«Колокола»,
«Колокольчики», «Ловим комаров».
Звереритмика «Кошка», «Змея».
Положения головы. Прямо, вверх-вниз;
«уложить ушко» вправо и влево;
повороты вправо и влево; упражнения
«тик-так» – «уложить ушко» с
задержкой в каждой стороне (можно с
ритмическим
рисунком).
Игра
«Приветствие», «Улыбнемся мы друг
другу».
«Пружинка» - легкое приседание.
Музыкальный
размер
2/4.
темп
умеренный. Приседание на два такта,
потом на один такт и два приседания, на
один такт. «Мячик» - прыжки по VI
позиции. Музыкальный размер 2 \4.
Темп умеренный. Прыжок на два такта,
затем на один такт и четыре и более
прыжков на один такт.. «Топотушки» притопы в небольшом приседании на
месте и в продвижении. Тройные
притопы с остановкой. Понятия:
«птичка»,
«утюжок»,
«флажок».
«Птичка» - оттянутый носок вперед, в
стороны. «Утюжок» - стопа сокращена,
вынос ноги на пятку вперед и в стороны.
«Флажок» - поднимание ноги до колена
с натянутой стопой.
Упражнения для рук и кистей. Руки
поднять вперед на уровень грудной
клетки, затем развести в стороны,
поднять вверх и опустить вниз в
исходное
положение.
В
каждом
положении кисти делают «фонарики» –
это круговые движения кистей с
раскрытыми пальцами и «кивание» сгибание и разгибание кистей. Игра
«Ветер и деревья». Звереритмика
«Мартышки».
Ходьба: бодрая, спокойная, на носках,
на пятках, вперед и назад спиной,
высокий шаг в разном темпе и ритме,
ходьба на четвереньках. Поднимание на
полупальцы по VI позиции. Игра
«Медведи и медвежата», «Пингвины»,
«На бабушкином дворе». Звереритмика
«Цапля».
Бег:
легкий,
широкий,
острый.
Прыжковые движения с продвижением
вперед, прямой галоп, поскоки. Игра
18

8.

№
1.

2.

3.

4.

Упражнения
для
плеч и корпуса

2

50

Итого

22

550

«Бежим по горячему песку», «Лесная
зверобика».
Упражнение для плеч. Оба плеча
поднять вверх и опустить, изображая
«удивление». Поочередное поднятие
плеч. Упражнение «Улыбнемся себе и
другу». Наклоны корпуса вперед и в
стороны с поворотом головы вправо и
влево. Исполняться поклоны могут как
по VI позиции, так и по II позиции.

Подготовительная к школе группа (6-й год жизни)
Тема
Кол-во
Время
Содержание
периодов (мин)
Осанка
2
60
Понятие осанка. Постановка корпуса.
Поклон-приветствие. Позиция ног – VI.
Игра «Лебеди», «Улыбнемся мы друг
другу».
Положение рук
2
60
Хлопки в ладоши – простые и
ритмические. Положение рук: перед
собой, вверху, внизу, справа и слева на
уровне головы. Игра «Ладушки»,
«Блинчики», «Тарелочки», «Бубен»,
«Ветер
и
деревья»,
«Колокола»,
«Колокольчики», «Ловим комаров».
Звереритмика «Кошка», «Змея».
Положение головы
2
60
Положения головы. Прямо, вверх-вниз;
«уложить ушко» вправо и влево;
повороты вправо и влево; упражнения
«тик-так» – «уложить ушко» с
задержкой в каждой стороне (можно с
ритмическим
рисунком).
Игра
«Приветствие», «Улыбнемся мы друг
другу».
Положение ног
3
90
«Пружинка» - легкое приседание.
Музыкальный
размер
2/4.
темп
умеренный. Приседание на два такта,
потом на один такт и два приседания, на
один такт. «Мячик» - прыжки по VI
позиции. Музыкальный размер 2 \4.
Темп умеренный. Прыжок на два такта,
затем на один такт и четыре и более
прыжков на один такт.. «Топотушки» притопы в небольшом приседании на
месте и в продвижении. Тройные
притопы с остановкой. Понятия:
«птичка»,
«утюжок»,
«флажок».
«Птичка» - оттянутый носок вперед, в
стороны. «Утюжок» - стопа сокращена,
вынос ноги на пятку вперед и в стороны.
«Флажок» - поднимание ноги до колена
19

5.

Упражнения
рук и кистей

6.

для

3

90

Ходьба

3

90

7.

Бег

3

90

8.

Упражнения
для
плеч и корпуса

2

60

9.

Музыкальные
темпы

2

60

22

660

Итого

с натянутой стопой.
Упражнения для рук и кистей. Руки
поднять вперед на уровень грудной
клетки, затем развести в стороны,
поднять вверх и опустить вниз в
исходное
положение.
В
каждом
положении кисти делают «фонарики» –
это круговые движения кистей с
раскрытыми пальцами и «кивание» сгибание и разгибание кистей. Игра
«Ветер и деревья». Звереритмика
«Мартышки».
Ходьба: бодрая, спокойная, на носках,
на пятках, вперед и назад спиной,
высокий шаг в разном темпе и ритме,
ходьба на четвереньках. Поднимание на
полупальцы по VI позиции. Игра
«Медведи и медвежата», «Пингвины»,
«На бабушкином дворе». Звереритмика
«Цапля».
Бег: легкий, широкий, острый.
Прыжковые движения с продвижением
вперед, прямой галоп, поскоки. Игра
«Бежим по горячему песку», «Лесная
зверобика», «Зайцы», «Белки» (прыжки
и поскоки), «Лягушата», «Лошадки»
(прямой галоп).
Упражнение для плеч. Оба плеча
поднять вверх и опустить, изображая
«удивление». Поочередное поднятие
плеч. Поочередное поднятие плеч.
Положение рук: на поясе и внизу.
«Мельница » - круговые движения
прямыми руками вперед и назад, двумя
– поочередно и по одной. Упражнение
«Улыбнемся себе и другу». Наклоны
корпуса вперед и в стороны с поворотом
головы вправо и влево. Исполняться
поклоны могут как по VI позиции, так и
по II позиции.
Музыкальные темпы: вальс, полька.
Импровизационные
движения
в
соответствии с каждым темпом.

20

Рабочая программа модуля «Игротанцы»
Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает образы для
решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном
творчестве. Опора на игру – это важнейший путь включение детей в учебную
деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные
воздействия. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и
справляться с трудностями. Изучение развития детей показывают, что в игре
эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.
Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в
советской психологии (Л.С. Выготский Ю А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин В. С. Мухина)
утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей.
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов.
Нетрудно соединить два понятия «танец» и «игра»: игротанец — это ритмичные движения
под музыку, приносящие радость, удовольствие, вселяющие уверенность в своих силах.
Игротанец включает в себя: танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по
показу (зеркальный танец), ритмические игры, анимационные танцы, танец-игра,
зеркальный танец и т.д. Их можно использовать как упражнения, дающие отдых после
или во время игр и занятий, требующих физической нагрузки. Каждый игротанец
рассчитан на свою аудиторию, во-вторых, направлен на развитие то чувства ритма, то на
создание особой атмосферы, то на умение быстро менять роли, то на воспроизведение
давно знакомого.
Введение игровых ситуаций создаёт на занятиях непринуждённую атмосферу;
облегчает процесс запоминания, освоения и выполнения упражнений; повышает
эмоциональный настрой, а также способствует развитию мышления, воображения,
творческих способностей детей. Такие упражнения оказывают положительное влияние на
организм детей: осуществляется профилактика заболеваний сердечнососудистой системы;
улучшается осанка; повышается выносливость и сила; развивается гибкость;
приобретаются жизненно-необходимые двигательные умения и навыки. Наши занятия
доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.
Цель данного модуля – развитие музыкальности и чувства ритма, творческих
способностей, координации, умения воплощать музыкально-двигательный образ.
Задачи:
1. Развить коммуникативные умения в условиях ситуации психологического
комфорта;
2. Развить пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве;
3. Развить творческое воображение, внимание и способность к двигательной
импровизации;
4. Формировать тактильные ощущения, самоощущения, развить самосознание;
5. Воспитывать интерес к музыкальному движению, танцевальному творчеству.
№
1.

2.

Группа раннего возраста (3-й год жизни)
Тема
Кол-во
Время
Содержание
периодов (мин)
Игры
на
8
100
Развитие психических процессов:
перестроения
внимание,
память,
мышление,
воображение. Игры: «Лучики», «Слушай
и повторяй», «Зверушки на полянке».
Игры на развитие
8
100
Развитие музыкальных качеств: чувство
музыкальных
ритма, музыкальный слух. Хлопки под
качеств
музыку; марш, высоко поднимая колени,
шаг на полупальцах. Игры: «Построение
21

3.

№
1.

2.

3.

Игры на развитие
артистических
качеств

4

60

Итого

20

260

цепочкой», «Построение в шеренгу»,
«Построение в колонну».
Развитие артистических качеств: этюды
на создание образов. «Бабочки»,
«Кошки и мышки», «Цветы полевые»,
«Лебеди».

Младшая группа (4-й год жизни)
Тема
Кол-во
Время
Содержание
периодов (мин)
Игры
на
7
105
Развитие психических процессов:
перестроения
внимание,
память,
мышление,
воображение.
Игры:
«Давайте
поздороваемся», «Слушай хлопки»,
«Зеваки».
Игры на развитие
7
105
Развитие музыкальных качеств: чувство
музыкальных
ритма, музыкальный слух. Хлопки под
качеств
музыку; марш, высоко поднимая колени,
шаг на полупальцах. Игры: «Построение
цепочкой», «Построение в шеренгу»,
«Построение в колонну».
Игры на развитие
8
120
Развитие артистических качеств: этюды
артистических
на создание образов. «Медведи»,
качеств
«Лисички», «Мышки», «Лебеди».
Итого

22

Средняя группа (5-й год жизни)
№
Тема
Кол-во
периодов
1.
Игры
на
6
перестроения

330
Время
Содержание
(мин)
120
Развитие
психических
процессов:
внимание,
память,
мышление,
воображение.
Игры:
«Построение
цепочкой», «Построение в шеренгу»,
«Построение в колонну», «Мы едем»,
«Зарядка»

2.

Игры на развитие
музыкальных
качеств

6

120

Развитие музыкальных качеств: чувство
ритма, музыкальный слух. Хлопки под
музыку; марш, высоко поднимая колени,
шаг на полупальцах. Игры: «Давайте
поздороваемся», «Слушай хлопки»,
«Зеваки»,
«Ай-да»,
«Приседай»,
«Погремушка», «Побегали, потопали».

3.

Игры на развитие
артистических
качеств

5

100

Развитие артистических качеств: этюды
на создание образов. «Солнышко»,
«Зайчишка-трусишка», «Про тучки».

4.

Игры на развитие

5

100

Развитие танцевальных способностей:
22

танцевальных
способностей
Итого
№
1.

укрепление мышц ног, спины, пресса.
«Жуки и пчелы», «Цветочки на поляне»,
«Сугробы».
22

440

Старшая группа (6-й год жизни)
Тема
Кол-во
Время
Содержание
периодов (мин)
Игры
на
4
100
Развитие психических процессов:
перестроения
внимание, память, мышление,
воображение. Игротанцы: «Слушай
команду», «Солдаты», «Поменяйся»,
«Хоровод», «Поменяемся местами».

2.

Игры на развитие
музыкальных
качеств

4

100

3.

Игры на развитие
артистических
качеств
Игры на развитие
танцевальных
способностей

4

100

4

100

Игры на развитие
сплоченности
коллектива, снятия
напряжения,
усталости

5

125

21

525

4.

5.

Итого
№
1.

2.

Развитие музыкальных качеств: чувство
ритма, музыкальный слух. Хлопки под
музыку; марш, высоко поднимая колени,
шаг на полупальцах. Игротанцы:
«Поздороваемся», «Передай платочек»,
«Рыбки», «У каждого свой домик».
Развитие артистических качеств: этюды
на создание образов. «Два кота»
«Хитрая лиса», «Матрешки на полке»,.
Развитие танцевальных способностей:
укрепление мышц ног, спины, пресса;
развитие гибкости, выворотности, шага.
Игротанцы: «Звери в клетках», «Веселая
пляска», «Маленькая полечка», «Резвые
ножки».
Развитие сплоченности коллектива,
снятие усталости, зажатости, а так же
для
развития чувства ритма и
координации. Массовые танцы: «Чикитоп», «Танец маленьких утят», «ЛеткаЕнька».

Подготовительная к школе группа (6-й год жизни)
Тема
Кол-во
Время
Содержание
периодов (мин)
Игры
на
4
120
Развитие
психических
процессов:
перестроения
внимание,
память,
мышление,
воображение. Игротанцы: «Слушай
команду»,
«Солдаты», «Поменяйся»,
«Хоровод», «Поменяемся местами»,
«Ниточка
и
иголочка»,
«Расческа», «Расческа».
Игры на развитие
4
120
Развитие музыкальных качеств: чувство
музыкальных
ритма, музыкальный слух. Хлопки под
качеств
музыку; марш, высоко поднимая колени,
шаг на полупальцах. Игротанцы:
23

3.

Игры на развитие
артистических
качеств

4

120

4.

Игры на развитие
танцевальных
способностей

4

120

5.

Игры на развитие
сплоченности
коллектива, снятия
напряжения,
усталости

5

150

21

630

Итого

«Поздороваемся», «Передай платочек»,
«Рыбки», «У каждого свой домик»,
«Встреча»,
«Тихие
воротца»,
«Плетень».
Развитие артистических качеств: этюды
на создание образов. «Два кота»,
«Хитрая лиса», «Матрешки на полке»,
«Два человечка».
Развитие танцевальных способностей:
укрепление мышц ног, спины, пресса;
развитие гибкости, выворотности, шага.
Игротанцы: «Звери в клетках», «Веселая
пляска», «Маленькая полечка», «Резвые
ножки», «Пляска с платочками».
Развитие сплоченности коллектива,
снятие усталости, зажатости, а так же
для
развития чувства ритма и
координации. Массовые танцы: «Мы
маленькие звезды», «Арам-зам-зам»,
«Макарена».

24

Рабочая программа модуля «Танцевальная гимнастика»
Содержание модуля «Танцевальная гимнастика» основывается на простых
общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на
опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы
человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и
элементами танца, входящими в упражнения танцевальной гимнастики, но и образными
упражнениями, сюжетными современными танцевальными композициями, которые
отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию,
копированию действий человека и животных. Возможности применения упражнений
танцевальной гимнастики довольно широки и под умелым руководством педагога могут
быть использованы в дошкольных учреждениях.
Основной целью программы является содействие всестороннему, гармоничному
развитию личности ребенка дошкольного возраста средствами танцевальной гимнастики.
Задачи:
1. Укрепление здоровья:
 способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
 формировать правильную осанку через укрепление мышечного корсета верхнего
плечевого пояса;
 содействовать предупреждению и профилактике плоскостопия;
 способствовать развитию и функциональному совершенствованию органов
дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
 развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную
чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;
 содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания,
умения согласовывать движения с музыкой;
 формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества
танцевальных движений и танцев;
 развивать ручную умелость и мелкую моторику;
 обогащение двигательно-танцевального арсенала.
3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:
 развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность,
расширять кругозор;
 формировать навыки самостоятельного выражения через танцевальные движения с
учетом характера музыкальной композиции;
 воспитывать умения эмоционального выражения,
 закрепощенности и творчества в движениях;
 развивать лидерские качества, инициативность, чувство товарищества и
дружелюбия, взаимопомощи и трудолюбия;
 приобщение к широкому миру танца, его различным формам проявления и
направлениям.
Модуль «Танцевальная гимнастика» состоит из следующих разделов:
Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу
педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих
игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим
занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных
способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного
самовыражения и раскрепощенности.
25

Раздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития
ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения,
превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний
мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти,
мышления, развивают фантазию.
Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления
детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети
получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют
формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык
собственного оздоровления.

1.

Группа раннего возраста (3-й год жизни)
Тема
Кол-во
Время
Содержание
периодов (мин)
Креативная
6
100
Музыкально-творческие задания: «Море
гимнастика
волнуется раз», «Зеркало»
Специальный комплекс упражнений:
«Разминки-Витаминки», «Неваляшки»,
«Куклы».

2.

Пальчиковая
гимнастика

7

100

3.

Игровой
самомассаж

7

100

16

300

№

Итого

№
1.

2.

Общеразвивающие упражнения для
пальчиков: «Розовые зайчики», «Я на
коврике сидел», «Комарики».
Игры-потешки: «Тараканы»,
«Ладушки».
Выполнение фигурок из пальцев:
упражнение «Белогривые лошадки»,
упражнение «Прыжки», упражнение
«Ветер с моря дул».
Поглаживание рук и ног в образноигровой
форме; поглаживание
отдельных частей тела в определённом
порядке в образно-игровой форме:
«Умная голова», «Красивые руки»,
«Быстрые ноги», «Упругий живот»,
«Лепим лицо».

Младшая группа (4-й год жизни)
Тема
Кол-во
Время
Содержание
периодов (мин)
Креативная
8
120
Музыкально-творческие задания: «Море
гимнастика
волнуется раз», «Зеркало», «Создай
образ».
Специальный комплекс упражнений:
«Тянем
спинки»,
«Неваляшка»,
«Лодочка».
Пальчиковая
7
105
Общеразвивающие упражнения для
гимнастика
пальчиков: «Пальчик Мой», «Я на
коврике сидел», «Комарики».
26

3.

Игровой
самомассаж

Итого
№
1.

2.

3.

105

22

330

Средняя группа (5-й год жизни)
Тема
Кол-во
Время
Содержание
периодов (мин)
Креативная
7
140
Музыкально-творческие задания: «Море
гимнастика
волнуется раз», «Зеркало», «Создай
образ», «Фасолинки», «Художественная
галерея», «Я танцую».
Специальный комплекс упражнений:
«Тянем
спинки»,
«Неваляшка»,
«Лодочка»,
«Гребля»,
«Массируем
животик».
Релаксационные
упражнения:
«Снеговик», «Бабочка».
Пальчиковая
7
140
Общеразвивающие упражнения для
гимнастика
пальчиков: «Пальчик мой», «Я на
коврике сидел», «Комарики», «Дятел»,
«Паучок».
Игры-потешки: «Пианино», «Ладушки»,
«Мышки», «Снеговик».
Выполнение фигурок из пальцев:
упражнение «Птенчики в гнезде»,
упражнение
«Зайчик»,
упражнение
«Жук»,
упражнение
«Дерево»,
упражнение
«Филин»,
упражнение
«Скворцы».
Игровой
7
140
Поглаживание рук и ног в образносамомассаж
игровой
форме; поглаживание
отдельных частей тела в определённом
порядке в образно-игровой форме:
«Умная голова», «Красивые руки»,
«Быстрые ноги», «Упругий живот»,
«Лепим лицо», «Ладошки», «Лепим
человечка», «Лебединая шея», «Ушки».
Итого

№

7

Игры-потешки: «Пианино», «Ладушки».
Выполнение фигурок из пальцев:
упражнение «Птенчики в гнезде»,
упражнение
«Зайчик»,
упражнение
«Жук», упражнение «Дерево».
Поглаживание рук и ног в образноигровой
форме; поглаживание
отдельных частей тела в определённом
порядке в образно-игровой форме:
«Умная голова», «Красивые руки»,
«Быстрые ноги», «Упругий живот»,
«Лепим лицо», «Ладошки».

21

420

Старшая группа (6-й год жизни)
Тема
Кол-во
Время

Содержание
27

периодов
8

(мин)
200

1.

Креативная
гимнастика

2.

Пальчиковая
гимнастика

6

150

3.

Игровой
самомассаж

7

175

21

525

Итого
№
1.

Музыкально-творческие задания: «Море
волнуется раз», «Зеркало», «Создай
образ», «Фасолинки», «Художественная
галерея», «Я танцую», «Раз, два, три
замри», «Большие и маленькие дома»,
«Дождик».
Специальный комплекс упражнений:
«Тянем
спинки»,
«Неваляшка»,
«Лодочка»,
«Гребля»,
«Массируем
животик», «Кошка», «Собака».
Релаксационные
упражнения:
«Снеговик», «Бабочка», «Спим».
Общеразвивающие упражнения для
пальчиков: «Пальчик мой», «Я на
коврике сидел», «Комарики», «Дятел»,
«Паучок», «Замок», «Бабушка кисель
варила».
Игры-потешки: «Пианино», «Ладушки»,
«Мышки», «Снеговик».
Выполнение фигурок из пальцев:
упражнение «Птенчики в гнезде»,
упражнение
«Зайчик»,
упражнение
«Жук»,
упражнение
«Дерево»,
упражнение
«Филин»,
упражнение
«Скворцы».
Поглаживание рук и ног в образноигровой
форме; поглаживание
отдельных частей тела в определённом
порядке в образно-игровой форме:
«Умная голова», «Красивые руки»,
«Быстрые ноги», «Упругий живот»,
«Лепим лицо», «Ладошки», «Лепим
человечка», «Лебединая шея», «Ушки».

Подготовительная к школе группа (6-й год жизни)
Тема
Кол-во
Время
Содержание
периодов (мин)
Креативная
8
240
Музыкально-творческие задания: «Море
гимнастика
волнуется раз», «Зеркало», «Создай
образ», «Фасолинки», «Художественная
галерея», «Я танцую», «Раз, два, три
замри», «Большие и маленькие дома»,
«Дождик»,
«Снежная
королева»,
«Волшебная
палочка», «Ледяные
фигуры».
Специальный комплекс упражнений:
«Тянем
спинки»,
«Неваляшка»,
«Лодочка»,
«Гребля»,
«Массируем
животик», «Кошка», «Собака», «Змея»,
28

«Лягушка».
Релаксационные
упражнения:
«Снеговик»,
«Бабочка»,
«Спим»,
«Лифт».

2.

Пальчиковая
гимнастика

6

180

3.

Игровой
самомассаж

7

210

21

630

Итого

Общеразвивающие упражнения для
пальчиков: «Пальчик мой», «Я на
коврике сидел», «Комарики», «Дятел»,
«Паучок», «Замок», «Бабушка кисель
варила»,
«Жук
ползет»,
«Две
мартышки».
Игры-потешки: «Пианино», «Ладушки»,
«Мышки», «Снеговик».
Выполнение фигурок из пальцев:
упражнение «Птенчики в гнезде»,
упражнение
«Зайчик»,
упражнение
«Жук»,
упражнение
«Дерево»,
упражнение
«Филин»,
упражнение
«Скворцы».
Поглаживание рук и ног в образноигровой
форме; поглаживание
отдельных частей тела в определённом
порядке в образно-игровой форме:
«Умная голова», «Красивые руки»,
«Быстрые ноги», «Упругий живот»,
«Лепим лицо», «Ладошки», «Лепим
человечка», «Лебединая шея», «Ушки»,
«Кошечка», «Стряхни пыль», «Поезд»,
«Ветерок», «Устали наши ножки».

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».